Личностные особенности          

Для формирования мировоззрения необходимо развитие нравственного сознания. В старшем школьном возрасте оно отличается усилением роли нравственных убеждений. Поведение старших школьников в большей степени, чем у подростков , определяется нравственными установками. Спортивная деятельность – важное средство нравственного воспитания в юношеском возрасте. Занятия спортом воспитывают ценные нравственные качества: патриотизм, коллективизм, честность, ответственность, принципиальность, справедливость. Однако при плохой организации воспитательной работы спорт может формировать отрицательные нравственные качества: эгоизм, самовлюблённость, рвачество и др.

Формирование личности на всех ступенях развития происходит в процессе общения и деятельности в коллективе. Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков. Повышается социальный уровень целей, обогащается содержание совместной деятельности. Наряду с учёбой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью углубление общественно-политических знаний, участие в полезной трудовой деятельности [20].

Для раннего юношеского возраста характерно эмоционально-личностное отношение к коллективу. Из всех признаков коллектива на первое место ставится сплочённость и дружба между его членами. Особенно ценятся такие качества личности, которые проявляются в общении, во взаимоотношениях с товарищами.

Именно в этом возрасте завершается в основном формирование нравственного сознания. Поведение старших школьников, в отличии от подростков, определяется их нравственными установками. Развитие нравственного сознания зависит от уровня развития мировоззрения. Несформированность мировоззрения и положительных нравственных убеждений влечёт за собой нравственную незащищённость, подверженность отрицательным влияниям чуждых нашему обществу идейных и нравственных взглядов.

Самосознание старших школьников отличается некоторыми качественными особенностями. Старшеклассники чаще оценивают качества своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей, применительно к своему будущему. Самооценка отдельных своих качеств и своей личности в целом в ранней юности оказывается всё ещё несовершенной. Ребята в этом возрасте часто переоценивают себя и свои способности. Вместе с тем у отдельных старшеклассников, отличающихся болезненным самолюбием, можно наблюдать явное занижение своих возможностей.

Несмотря на недостатке в самооценке своей личности, старшеклассники в большей степени, чем подростки, осознают необходимость самовоспитания, хотя далеко не все знают, как это делать. Те юноши и девушки, которые занимаются самовоспитанием, стремятся совершенствовать не отдельные качества, как это делают это обычно подростки, а свою личность в целом. В связи с тем что школьники 9-10-х классов стремятся иметь определённый морально-психологический облик, особую роль начинают играть те идеалы, к которым они стремятся. Если у подростков идеалом становится конкретный человек, то у юношей и девушек – это собирательный образ, в котором воплощены наиболее ценимые ими качества личности. Формированию достойных идеалов в период ранней юности должно уделяться особое внимание взрослых [21].

С развитием самосознания, пробуждением внутреннего «Я», возникающей потребностью к нравственному самосовершенствованию, у старших школьников возникает стремление к самовыражению, т.е. выражению свои мыслей и чувств по отношению ко всему окружающему. Самовыражение тесно связано с развивающейся творческой активностью ребят этого возраста и особенно ярко проявляется в различных видах творческой деятельности: в сочинениях на свободную тему, в ведении дневников, в сочинении стихов, в моделировании и конструировании, участии в различных конкурсах и олимпиадах. Потребность общения со сверстниками, так характерная для подростков, становится ещё сильнее в юношеском возрасте и особенно чётко выражается в желании иметь близкого друга. К друзьям в юношеские годы предъявляются особенно серьёзные требования. В этом возрасте дружба строится на единстве взглядов, вкусов, интересов.

Особое место занимает чувство первой юношеской любви – одно из самых светлых и романтических переживаний человека. Переживание этого чувства благотворно влияет на развитие личности юноши или девушки, оно пробуждает их энергию, творческую активность, стремление к самовоспитанию. Решающее значение в развитии личности старшеклассников имеет дружный, сплочённый коллектив [20].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.