Обучение школьников
Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить: публикации в газетах и журналах, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.).
Найденная ситуация нуждается в соответствующей обработке, которая сводится к следующим операциям:
• описание ситуации предельно ясным, простым языком (стилистическая обработка);
• описание плана занятия, постановка задачи учащимся и ее обоснование (методическая обработка);
• перепечатка текста на машинке, скрепление листов и помещение в отдельные папки (техническая обработка).
Примеры постановки задач и вопросов к учебным ситуациям независимо от их содержания:
• Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной вам ситуации? Насколько она типична? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
• Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? В чем причина этих ошибок?
• Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны были бы руководствоваться участники данной ситуации?
• Что посоветовали бы вы участникам ситуации, если бы оказались ее свидетелями? Кому и как следовало бы поступить? Как отреагировать? Какое принять решение?
• Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственным участником описываемых событий? Обоснуйте свои действия с. точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
• Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте свое предложение.
Эффективность работы над конкретной ситуацией во многом зависит и от избранного способа ее предъявления учащимся. Выбор способа в свою очередь определяется двумя факторами: содержанием события (не всякий сюжет может быть передан любым желаемым способом) и техническими возможностями самой школы.
Наиболее распространенный способ — письменное описание события. Обычно текст сценария учебной ситуации не превышает 1—2 страниц машинописного текста.
В практике применения метода АКС используются и другие приемы, способы предъявления ситуации: видеозапись какого-либо реального события; эпизоды художественных и документальных фильмов; сюжетные слайды, диапозитивы, рисунки, отражающие состояние какого-либо факта или процесса; рассказ очевидца (на занятие приглашается свидетель или участник анализируемого события); игровой метод (проигрывание ситуации непосредственно в аудитории) и т. д.
Наиболее удачным следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например: устное сообщение, письменная (графическая) характеристика, кинодокумент и т. п.
Структурно занятие с использованием метода АКС может состоять из следующих этапов:
· этап непосредственной подготовки обучаемых к занятию (объявление темы, постановка цели и задач, доведение порядка работы);
· этап изучения ситуации (групповая или индивидуальная работа над ситуацией);
· этап проведения групповой дискуссии;
· этап подведения итогов занятия.
Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей их среде.
Сколько бы приемов, отдельных методик ни изобрел учитель, все они будут охвачены ограниченным числом дидактических методов обучения. Представьте себе, что перед вами новая аудитория, которую вы должны обучить новой теме, обеспечив ее полное усвоение. С чего вы начнете? Вы непременно либо устно изложите необходимую начальную информацию, либо дадите прочесть излагающий ее текст, либо покажите иллюстрации или реальный способ деятельности. И все это разные конкретные проявления одного дидактического метода—объяснительно-иллюстративного. Можно применить или придумать другие формы изложения новой информации (кинокартина, слайды, доклад ученика), но они будут по своей педагогической сущности в равной мере относиться к названному методу, необходимость которого не зависит от нашей воли.
Названные методы необходимы, но недостаточны, хотя многие учителя ими ограничиваются. Задача творческого воспитания немыслима без методов проблемного обучения. Они сейчас общеприняты, но, к сожалению, далеко не всеми в достаточной мере используются.