Обучение школьников
Учение – специфически человеческая деятельность, которая осуществляется на такой ступени развития психики, когда человек может регулировать свои действия сознательной целью – усвоить определённые знания, умения, навыки.
Обучение – это целенаправленно организованный, систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов (учителей, тренеров).
Обучение включает учение и преподавание. Учение – это деятельность ученика по овладению знаниями, умениями и навыками. Преподавание – это педагогическая деятельность учителя, тренера по организации и управлению учебной деятельностью. Педагогическая деятельность характеризуется содержанием (чему обучать), методами (как обучать) и объектом педагогического воздействия (кого обучать). Обучение – двусторонний процесс. Он предполагает активное взаимодействие учителя и ученика. Только при этом условии может быть достигнута основная цель – усвоение знаний, приобретение умений и навыков.
Учение как вид продуктивной деятельности представляет собой совокупность различных действий, которые составляют внешнюю (двигательную) деятельность и внутреннюю (познавательную) деятельность. Хотя познавательная деятельность может протекать в виде внешних предметных действий (различные изменения, взвешивание, черчение и т. п.), во многих учебных ситуациях она протекает во внутреннем плане. Восприятие материала во время объяснения учителя, рассматривание схем на плакате – это внешне не проявляемые перцептивные действия, обеспечивающие формирование образа описываемого предмета. Запоминание учебного материала происходит путём выполнения мысленной деятельности, организации материала, мысленного повторения и др. установление отношений между различными фактами в учебном материале осуществляется благодаря специальным умственны действиям – анализу, синтезу, сравнению и др.
М.Н. Скаткиным (1982) и И.Я. Лернером (1981). Они делят методы обучения в зависимости от уровня их включения в продуктивную (творческую) деятельность и складывающего ввиду этого характера познавательной деятельности учащихся:
1. Догматические методы (материал заучивается учениками без обязательного понимания);
2. Репродуктивные методы (заключаются в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму; используются для закрепления учащимися умений и навыков);
3. Объяснительно-иллюстративные методы (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказы, лекции, объяснения, работа с учебником, демонстрации);
4. Проблемное изложение изучаемого материала (при работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь к ее решению, вскрывая возникающие противоречия);
5. Частично - поисковые методы (учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения; каждый шаг предполагает творческую деятельность);
6. Исследовательские методы (учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые приемы; учащиеся выступают в роли исследователей).
В некоторых литературных источниках [6] используют нижеследующую классификацию:
1. Словесные методы совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на наилучшее усвоение знаний, привитие определенных умений и навыков, развитие самостоятельности и творческого обучения. В школьном образовании наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для занятия большое значение имеют методы обучения.
В 30-ые – 50-ые годы в нашу школу пришел объяснительный тип учения, которому разные авторы дают разные наименования. Т.В.Кудрявцев и И.Я.Лернер назвали его объяснительно-информационным, М.И.Махмутов – информационным, М.Н.Скаткин – объяснительным, созерцательным. Такой стиль обучения стал традиционным [25].
М.Н.Скаткин [24] справедливо отмечает: «В основе учебного процесса лежит воспроизводящая познавательная деятельность ученика и развивает она главным образом воспроизводящее мышление. Если школа изо дня в день, в течение 10 лет, будет культивировать у учеников в основном этот тип умственной деятельности, то из ее стен неизбежно будут выходить люди пассивно-созерцательного типа, умеющие объяснить мир так или иначе, но не подготовленные в должной мере к его творческому преобразованию».
Т.В.Кудрявцев [у 6] также отмечает ряд существенных недостатков объяснительно-иллюстрированного обучения. При традиционном обучении активным бывает один преподаватель. Учащиеся тратят много усилий, чтобы понять, запомнить и воспроизвести материал. Данный тип обучения затрудняет управление процессом усвоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. «Не простое усердие, не заучивание (пусть даже блестящее) готовых стандартных решений, а самостоятельность мышления интересны ученому в молодом человеке». «К сожалению, и школа, и ВУЗ плохо приучают молодежь к самостоятельным действиям…». Поэтому наряду с совершенствованием традиционных методов встает вопрос о поисках путей активизации обучения, стимулирующего развитие интеллектуальных способностей и формирующего познавательное отношение к учению. Методы обучения могут классифицироваться по источнику знаний, обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности учащихся. Источником знаний может быть слово преподавателя или практическая деятельность школьников. Полученные знания, их усвоение и осмысление тесно связаны с характером деятельности преподавателя и учащихся. В том случае, когда передача и усвоение знаний осуществляются словом, показом и практической работой, методы обучения группируются на словесные (рассказ, беседа), наглядные (показ, демонстрация) и практические.