Обучение школьников
В системе традиционного обучения также выделяют вариативные формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие уроки, лекции и семинары и прочие). В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Обратим внимание на позиции специалистов по этим проблемам.
Определенной популярностью в правовом образовании пользуется так называемая методика «мозгового штурма» используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. Вот некоторые правила проведения:
- Необходимо четко сформировать проблему для обсуждения, например, «Как снизить уровень преступности?»;
- Подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы;
- Необходимо выбрать ведущего для проведения « мозгового штурма»;
- Каждый сможет свободно высказать любые предложения, в том числе и смешные и фантастичные, но нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди, кратко и четко;
- Все предложения записываются на бумаге;
- Мозговой штурм нельзя проводить более 10-15 минут
На втором этапе обсуждаются выдвинутые предложения и решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.
Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят формы работы на уроке в режиме интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по «кругу» и выполняют задания по теме. Не исключено при этом будут использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника, закона. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы связанны с инновациями в области правового обучения. Степень новых методик проверяется практикой, экспериментальной деятельностью школ.
Поэтому учителю необходимо подготовить учебные материалы и организовать весь ход обучения в соответствии с поставленными целями, так как нужно проводить оценку текущих результатов на основе учета их показателей корректировать обучение так чтобы сохранять его направленность на достижение целей.
Выбор оптимальной технологии требует умения проводить анализ конкретной ситуации, затем исходя из этого, отбирать технологию и, наконец, ее модифицировать с учетом реальных условий (специфика школы, класса, отдельных учащихся, материально-технических ресурсов, личных особенностей и педагогических возможностей учителя).