Обучение школьников
Любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам - индивидуально, лично, непосредственно - проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей. Развитие человека протекает в индивидуализированных и конкретных условиях и ситуациях, в процессе личностной деятельности и общения, что характеризует подлинную его биографию. Мы приходим к выводу, что только социализация (в специальном смысле слова) не обеспечивает формирование гражданина. Последнее является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности.
Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации.
Итак, исходя из вышеизложенного, социализация сельского ребенка в условиях городской школы – это усвоение системы знаний, норм поведения, ценностей, ролей и культуры городского общества, коллектива городской школы, существенно отличающейся от системы знаний, норм и ценностей сельской школы.
Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс. Личность, застывшая в своем развитии, в своих устремлениях, - это уже деградирующая личность, ибо жизнь общества, социальная жизнь находится в постоянном изменении, движении. Чтобы, например, оставаться хотя бы на том же уровне профессиональной подготовки, человек должен ежедневно воспроизводить через деятельность опредмечивания и распредмечивания свои профессиональные навыки. Если же он вследствие хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний центральной нервной системы и других подобных причин перестает воспроизводить свою социальную сущность, личность может “умереть” в живом организме (индивиде).
Тривиальное “навязшее в зубах” утверждение, что школа - первый социальный институт для ребенка, что именно там он получает свой жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых, очень редко выступает базой для оценки деятельности школы. Конкретным воплощением такого подхода могут быть анализ процесса принятия решения различных школьных проблем и контроля за их выполнением, соотнесение прав учителя и учащихся (хотя обычная практика школы делает такое соотнесение очень простым из-за почти полного отсутствия прав у учеников).
Традиционная организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок. Воспроизводство - а не созидание, репродукция - а не творчество. В современной ситуации требования к школе меняются. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно уже полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой, однако для нашей школы такие задачи только осознаются как актуальные. Вся организация жизни в нашей все еще советской школе направлена на формирование у детей крайне жесткой однозначной социальной позиции.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.
Основной характеристикой наличной социальной ситуации в городской школе и обществе вообще выступает ее нестабильность. Навряд ли можно найти хоть одну сферу нашей жизни - экономика, политика, культура, образование и др. - положение в которой воспринималось бы как устойчивое. Единственное постоянство, имеющее место в настоящее время, - постоянство нестабильности.