Обучение школьников
Возникает вопрос – как подготовить школьников наилучшим образом для того, чтобы переход из одной системы в другую был бы психологически безболезненным. Знания и способы получения знаний, освоенные школьниками должны помочь им максимально быстро адаптироваться в новой среде и явиться основой дальнейшего обучения и жизни.
Мне представляется, что одним из возможных способов решения названных противоречий и повышения эффективности экономического образования может стать формирование системы экономического мышления как средства социализации личности учащихся.
Школа всегда была призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни и с учетом назревающей социально-экономической перспективы, т.е. отражать и опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.
Новое поколение должно иметь конвертируемое образование, а важнейшим элементом последнего являются экономические знания и умение экономически мыслить.
Сегодня мало кого надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Экономика стала одним из предметов, который отвечает задаче социализации.
Социализацию можно рассматривать как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей. Как известно, социализация личности - противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу (типизацию), а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества (индивидуализацию). Эти тенденции по-разному проявляются на тех или иных стадиях социального развития и у различных индивидов. Но только сочетание обеих тенденций приводит к формированию активной жизненной позиции человека.[5]
Экономическую социализацию определяют как процесс превращения человека в полноправного члена экономического сообщества. Какой бы ни была глубина экономических знаний, каждый человек вынужден разрешать массу экономических ситуаций. Выводы, к которым он при этом приходит, отражаются на его решениях как потребителя или инвестора, работника или предпринимателя и, в конце концов, на политических решениях. Чем осознаннее и качественнее будут приниматься решения каждым гражданином, тем выше будет его благосостояние и благосостояние всего общества в целом.
На необходимость и важность экономической подготовки русские ученые-педагоги указывали еще в 19 веке. Так, К.Д. Ушинский, обращая внимание на связь педагогики с политэкономией, географией и др. науками, выдвинул задачу подготовки подрастающего поколения к экономической жизни общества.
В практической деятельности и педагогических трудах А.С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного хозяина. Для этого «воспитанники должны знать экономическую целесообразность и сущность производственного процесса, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо хозрасчет – замечательный педагог, позволяющий реально ощутить плоды своей работы, хозяйственные заботы, ответственность за порученное дело».
Экономическое образование важно для учащегося не только с информативной точки зрения. Оно дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные нормы. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнаёт, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.