Обучение школьников
Шестое задание – завершение рассказа по готовому началу (с опорой на картинку) смогли выполнить 2 человека. 3 испытуемых нуждались в небольшой помощи в виде стимулирующих и наводящих вопросов. 3 испытуемых не справились с заданием. Они повторяли конец предложенного текста, либо называли изображенные на картинке предметы и действия.
Более наглядно результаты эксперимента можно увидеть, если сравнить диаграммы 1 и 2. Число детей, выполнивших задание самостоятельно, увеличилось на 5%. Число детей, не справившихся с заданиями, уменьшилось на 5%. Наибольшие трудности дети испытывали при пересказе. Ошибки носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста, низкий уровень фразовой речи, используемой детьми и т.д.)
При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, также возникали затруднения (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).
Задания творческого характера вызывали наибольшие затруднения. Основные проблемы проявлялись как в решении творческой задачи, так и в реализации замысла в форме связного последовательного повествования.
В целом мы видим положительную динамику. Чтобы добиться лучших результатов в развитие монологической речи дошкольников с ОНР необходимо в течение всего обучения проводить систематические занятия по развитию связной речи, т.к. несформированность связной речи старших дошкольников отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.