Результаты экспериментальной работы по формированию навыков монологической речи у дошкольников с ОНР

После проведения формирующего эксперимента мы предложили группе дошкольников те же задания, что и в начале работы. Нашей целью было узнать, насколько у данной группы детей сформировались навыки монологической речи после формирующего эксперимента. Полученные нами результаты можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2.Результаты обследования связной речи детей после формирующего эксперимента

Вид задания

Выполнено самостоятельно

Выполнено с небольшой помощью

Выполнено при

активном

содействии экспери-

ментатора

Не выполнено

Составление предложе-

ний по картинкам, изоб-

ражающим простые

действия.

5

7

0

0

Составление предложе-

ния по 3 картинкам

(девочка, корзинка, лес).

3

5

4

0

Пересказ сказки «Репка»

3

6

2

1

Составление рассказа

по серии сюжетных

картинок «Медведь и

зайцы».

2

6

2

2

Составление рассказа

на тему «На нашем

участке»

3

5

4

0

Завершение рассказа

по готовому началу

с опорой на картинку

2

3

4

3

Общее колич-во детей в %

20%

45%

25%

10%

Результаты обследования также можно увидеть на диаграмме 2.

Таким образом, после проведения формирующего эксперимента мы получили следующие результаты. При выполнении первого задания, составление предложений по картинкам, 5 человек из 12 справились самостоятельно, остальным испытуемым была оказана небольшая помощь, в виде дополнительного вопроса («Что делает мальчик?» «Что делает девочка?»).

Второе задание, составление предложения по трём картинкам, самостоятельно смогли выполнить 3 человека, 5 человек нуждались в небольшой помощи логопеда (им был задан наводящий вопрос «Что делала девочка?»). Детей, не выполнивших данное задание, не оказалось.

Третье задание, пересказ сказки «Репка», самостоятельно выполнили три человека, 6 человек нуждались в небольшой помощи, 2 испытуемых испытывали серьёзные затруднения (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Один ребёнок из 12 не смог выполнить задание.

После выполнения четвёртого задания были получены следующие результаты. Два ребенка, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У 2 детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены (пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; суже­ние поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа – медведя и др.) Шесть испытуемых нуждались в небольшой помощи: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой.

Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем уча­стке» самостоятельно выполнили 3 испытуемых. У этих детей фразо­вые ответы содержались во всех пяти фрагментах рассказа, у большинства же (не­смотря на установку на составление рассказа) фразовые ответы отсутствовали в одном или нескольких фрагментах и заменялись простым перечислением (назва­нием) предметов и действий. 5 человек справились с заданием при помощи наводящих вопросов. 4 испытуемых испытывали большие затруднения при выполнении задания (долго не могли подобрать фразы-высказывания, испытывали трудности в установлении последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи и т.п.).

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.