Обучение школьников
После проведения формирующего эксперимента мы предложили группе дошкольников те же задания, что и в начале работы. Нашей целью было узнать, насколько у данной группы детей сформировались навыки монологической речи после формирующего эксперимента. Полученные нами результаты можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2.Результаты обследования связной речи детей после формирующего эксперимента
Вид задания |
Выполнено самостоятельно |
Выполнено с небольшой помощью |
Выполнено при активном содействии экспери- ментатора |
Не выполнено |
Составление предложе- ний по картинкам, изоб- ражающим простые действия. |
5 |
7 |
0 |
0 |
Составление предложе- ния по 3 картинкам (девочка, корзинка, лес). |
3 |
5 |
4 |
0 |
Пересказ сказки «Репка» |
3 |
6 |
2 |
1 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Медведь и зайцы». |
2 |
6 |
2 |
2 |
Составление рассказа на тему «На нашем участке» |
3 |
5 |
4 |
0 |
Завершение рассказа по готовому началу с опорой на картинку |
2 |
3 |
4 |
3 |
Общее колич-во детей в % |
20% |
45% |
25% |
10% |
Результаты обследования также можно увидеть на диаграмме 2.
Таким образом, после проведения формирующего эксперимента мы получили следующие результаты. При выполнении первого задания, составление предложений по картинкам, 5 человек из 12 справились самостоятельно, остальным испытуемым была оказана небольшая помощь, в виде дополнительного вопроса («Что делает мальчик?» «Что делает девочка?»).
Второе задание, составление предложения по трём картинкам, самостоятельно смогли выполнить 3 человека, 5 человек нуждались в небольшой помощи логопеда (им был задан наводящий вопрос «Что делала девочка?»). Детей, не выполнивших данное задание, не оказалось.
Третье задание, пересказ сказки «Репка», самостоятельно выполнили три человека, 6 человек нуждались в небольшой помощи, 2 испытуемых испытывали серьёзные затруднения (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Один ребёнок из 12 не смог выполнить задание.
После выполнения четвёртого задания были получены следующие результаты. Два ребенка, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У 2 детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены (пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа – медведя и др.) Шесть испытуемых нуждались в небольшой помощи: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой.
Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» самостоятельно выполнили 3 испытуемых. У этих детей фразовые ответы содержались во всех пяти фрагментах рассказа, у большинства же (несмотря на установку на составление рассказа) фразовые ответы отсутствовали в одном или нескольких фрагментах и заменялись простым перечислением (названием) предметов и действий. 5 человек справились с заданием при помощи наводящих вопросов. 4 испытуемых испытывали большие затруднения при выполнении задания (долго не могли подобрать фразы-высказывания, испытывали трудности в установлении последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи и т.п.).