Обучение школьников
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов исследования понимания антонимов у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе
Группа |
Уровень |
Число детей |
% |
Контрольная группа |
высокий |
6 |
60 % |
средний |
4 |
40 % | |
низкий |
– |
0 % | |
Экспериментальная группа |
высокий |
– |
0 % |
средний |
3 |
30 % | |
низкий |
7 |
70 % |
В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в таблице 3. Из таблицы видно, что разница в обеих группах значительная, в контрольной группе уровень понимания антонимов на 40% выше. Наглядно это представлено в виде диаграммы (диаграмма 1
|
Таким образом, мы видим, что дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют достаточно низкий уровень понимания антонимов по сравнению со своими сверстниками с нормой развития.
Диаграмма 1
Уровни развития речевых умений у детей с нормальным развитием речи и с общим нарушением речи
Уровень развития способности понимать значение антонимов при пассивном использовании составляет 25,4 балла в контрольной группе и 12,4 балла в экспериментальной группе.
Уровень развития способности понимать значение антонимов составляет 24,8 и 11,8 баллов соответственно.
Уровень развития способности выделять антонимы в наборе слов у детей контрольной группы выше, чем у детей экспериментальной группы и составляет 17,4 и 8,0 баллов соответственно.
Уровень развития способности вычленять антонимы в предложении также более развита у детей контрольной группы. Он составляет 22,4 балла против 10,6 в экспериментальной группе.
Уровень развития способности использовать антонимы в словосочетании составляет в контрольной и экспериментальной группах 24, 2 и 11,4 балла соответственно.
Существенная разница и в уровне развития способности использовать антонимы в предложении и составляет 20,4 балла в контрольной группе и 10,0 баллов в экспериментальной группе.
При анализе средних показателей выявлено, что в контрольной группе он равен 134,6 балла (высокий уровень), а в экспериментальной группе – 64,2 балла (низкий уровень).
Выводы к главе 2:
Анализ результатов контрольного этапа исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования показали, что дети с общим недоразвитием речи III уровня III уровня испытывают серьезные затруднения при использовании и понимании антонимов при активном и пассивном их употреблении.
2. У детей с общим недоразвитием речи III уровня III уровня отмечаются трудности в понимании значения антонимов, выделении антонимов в наборе слов, вычленении антонимов в предложениях, а так же использовании антонимов в словосочетаниях и предложениях.