Характеристика детей, участвующих в исследовании

Методика состоит из двух блоков (исследование пассивного словаря, исследование активного словаря), которые включают задания. Задания выполняются каждым ребенком индивидуально.

Блок 1.

Исследование пассивного словаря

Задание № 1. Понимание антонимов

Цель: изучение способности понимать значение антонимов.

Содержание: Ребенку предлагается набор из 18 слов и картинок. После произнесения слова, ребенок должен показать на картинку, соответствующую слову:

входит — выходит открывает — закрывает

подходит — отходит стоит — идет

длинный — короткий широкий — узкий

влетает — вылетает большой — маленький

высокий — низкий

Критерии оценки:

2 балла - правильное выполнение

1 балл - затрудняется с ответом (выполнение с подсказкой)

0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Максимальное количество баллов – 36.

Блок 2. Исследование активного словаря

Задание № 2. Подбор антонимов

Цель: изучение способности понимать значение антонимов.

Содержание: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова. Надо подобрать к предложенному слову другое слово, противоположное по значению.

Подобрать антонимы к следующим словам (18 слов):

входит — . закрывает — .

встает — . поднимается — .

ползет — . бежит — .

улетает — . ложится — .

плачет — . кладет - …

холодный - …

ловкий - …

ленивый - …

толстый - …

твердый - …

тупой - …

кислый - …

высокий - …

Критерии оценки:

2 балла - правильное выполнение

1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит

0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Максимальное количество баллов – 36.

Задание № 3. Выделение антонимов из набора слов

Цель: изучение способности выделять антонимы в наборе слов.

Содержание: Ребенку предлагается набор слов, в котором два слова являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Ребенок должен найти эти антонимы и назвать их.

Пример: кривой, длинный, большой, маленький, широкий.

Ответ: большой и маленький.

Стимульный материал (15 наборов слов):

1. Вращаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться.

2. Течь, переливаться, открывать, спастись, приближаться, отходить.

3. Разрушать, разбрасывать, всплывать, переливаться, опускаться.

5. Разъединенный, притупленный, жесткий, сжатый, острый.

7. Разъединять, скручивать, сбросить, собирать, связывать.

8. Думать, узнавать, считать, сокращать, забывать.

11. Подвижный, глупый, ленивый, умный, смущенный.

12. Отделяться, шутить, разбрасывать, развенчивать, восторгаться.

13. Малыш, девушка, юноша, подросток, старик.

14. Нежный, учтивый, простоватый, грубый.

15. Расшатывать, платить, требовать, получать, обеспечивать.

Критерии оценки:

2 балла - правильное выполнение

1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит

0 баллов - отказ или неверное выполнение.

Максимальное количество баллов – 30.

Задание № 4. Выделение антонимов в предложении

Цель: изучение способности вычленять антонимы в предложении.

Содержание: Ребенку предлагается найти антонимы в предложении (15 предложений) и назвать их:

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

Утром солнце встает, а вечером садится.

В поле холодно, а в доме тепло.

Мальчик плачет, а девочка смеется.

Летом жарко, а зимой холодно

Корень ученья горек, да плод сладок.

Лучшая вещь новая, лучший друг старый.

Грубость боится вежливости.

Глупость можно победить умом.

Оружием против страха является смелость.

Перейти на страницу: 1 2 3


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.