Обучение школьников
Не стоит начинать подготовку выступления до тех пор, пока не станут ясны проблемы и цели планируемого сообщения.
Готовиться нужно довыступления.
Помощь учащемуся в процессе обучения должна начинаться с прояснения и понимания исходной ситуации. Понимание ситуации помогает коммуникатору определить цели общения. Готовить сообщение можно начинать только тогда, когда станут ясны ситуация и цели.
Непонимание или различие представлений об обучении является одной из наиболее частых причин неуместного, неприемлемого или бесполезного обучения.
Селективное восприятие заставляет нас создавать целую картину вокруг того предмета, который первым притягивает к себе наш взгляд. Мы полагаемся исключительно на первое впечатление.
В любой ситуации существует еще и впечатление альтернативное первому, однако
, никто не может воспринять и то, и другое одновременно. Этот самообман, эта психологическая «слепота» помогает и отправителю информации, и адресату поддерживать некое психологическое равновесие, но саботирует понимание и передачу информации.
Так как люди в своем поведении полагаются в основном на то, что они видят, действия, направленные на их изменение, будут эффективными только тогда, когда мы поймем, что же они все-таки видят.
Для эффективного сообщения необходимо, чтобы руководитель или преподаватель понимал все интерпретации «факта» и представлял себе, каким «видит» этот факт другая сторона.
Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил). И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать им. Правила эти таковы:
Ø Чувствуйте ситуацию.
Ø Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.
Ø Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говорите
четко и исподволь внушайте
идею.
Ø Слушайте внимательно.
Ø Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать людям.
Ø Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.
Ø Используйте подход «проблема – решение».
Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при определении цели сообщения и при подготовке сообщения.
Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами, которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:
Ø Управлять.
Ø Координировать.
Ø Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке.
Ø Обучать в процессе работы.
Ø Уметь убеждать.
Ø Работать в команде (группе).
Ø Заниматься консалтингом.
Ø Собирать необходимую информацию.
Ø Быть другом.
Ø Быть «отцом родным».