Обучение школьников
2
2
2
1
3
2
13
10.
В
б
б
б
в
б
в
Б
1
2
2
2
1
2
1
2
13
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Уровни представлений:
Наивысший - коэффициент 0,91-1,00;
Высокий - коэффициент 0,81-0,9;
Хороший - коэффициент 0,71-0,8;
Средний - коэффициент 0,61-0,7;
Низкий - коэффициент 0,51-0,6;
Низший - коэффициент ниже 0,5.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство учителей (а это, как правило, опытные педагоги с большим стажем работы) часто планируют использование отдельных жестов на уроках. Некоторые из них (3, 4, 5) отмечают, например, что указательный жест при работе со схемой, рисунком не является случайным. Также и некоторые описательно-изобразительные жесты продумываются заранее.
Однако отметим, что встретились педагоги, жестикуляция которых крайне бедна. Кроме того, считаем важным добавить, что в некоторых классах была заранее дана установка на то, что будет проводиться наблюдение за особенностями жестового общения учителя (группа I). В других же классах информация о том, что целью наблюдения было изучение особенностей жестового общения, давалась после посещения уроков (группа II).
Интересен тот факт, что в работе учителей, отнесенных нами по вышеизложенному основанию к I группе, жестов типа «закрытая позиция», «скрытые барьеры», отмечалось гораздо больше, чем у учителей, отнесенных к группе II, характеризующейся уверенной работой на уроке, свободным общением с детьми.
Многие учителя хорошо осознают особенности своего невербального поведения в ходе взаимодействия с учащимися – они четко обозначают свои типичные жесты (практически все), не испытывают затруднений при выборе жеста (4, 5, 6). В целом учителя довольны своей жестикуляцией, у них не остается впечатления неуместности того или иного жеста.
После проведения анкетирования вычисляем коэффициент представления учителя об уровне использования жестикуляции в собственной деятельности. Определение коэффициента проводилось по формуле:
n1
Кж = -----
N
Кж – коэффициент представления учителя об уровне использования собственной жестикуляции.
n1 – количество баллов, набранных учителем при ответах на вопросы анкеты.
N – максимально возможное число баллов анкеты, высший уровень представления об особенностях использования жестикуляции на уроке.
Результаты вычислений представлены в таблице 3.
Таблица 3
РазделыНовое на сайте
Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.
|