Обучение школьников
ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКЕ
Экспериментальная часть исследования была организована на базе начальных классов в средних школах №№25, 18, 38 и школе-лицее №26 г.Саранска, а также в школе №2 г.Краснослободска.
Цель исследования: изучить особенности жестикуляции как одного из ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога начальных классов.
Задачи исследования:
- уточнить методику исследования жестикуляции учителя, предложенную В.А.Петровой;
- провести серию наблюдений и анкетирование учителей начальных классов;
- проанализировать полученные эмпирические данные№
- сделать обобщение и выводы.
Методы исследования. Для получения полноценных и достоверных результатов использовались методы: наблюдение, анкетирование, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных.
Этапы исследования:
1. Планирование исследования, поиск, корректировка и подготовка текста анкеты;
2. Проведение анкетирования учителей и наблюдений на серии уроков (апрель 1999 г., декабрь 2000 г., апрель 2001 г.).
3. Обработка и первичный анализ полученных эмпирических данных.
4. Оформление результатов эмпирического исследования.
Объект исследования: педагогическая деятельность учителя.
Предмет исследования: жестикуляция как важный компонент педагогического общения.
Ход исследования:
Настоящее исследование было организовано в 10 различных классах (у 10 различных учителей). Оно проводилось в течение нескольких уроков (табл.1). В ходе наблюдения выявлялось, какие жесты, и с какой частотностью употреблялись учителем в ходе урока. В результате проведенных наблюдений были зафиксированы наиболее часто используемые учителями жесты, а также частота их использования за урок.
Краткое описание категорий жестов:
1. Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства (Петрова), хотя, на наш взгляд, они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.
2. Сцепленные пальцы – жест напряженности, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.
3. Теребление указки, кольца, почесывание головы – жесты, свидетельствующие о неуверенности, повышенной тревожности.
4. Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) – жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.
5. Руки в бока (упираются в талию, «женская боевая поза» по Е.Петровой) – жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.
6. При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку – жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.
7. Стучит по столу – выражение недовольства, ярости, гнева.
8. Раскрытая поза, в том числе раскрытые ладони – жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности.
9. Опирается на стол, стул руками– жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.
10. Описательно-изобразительный жест (руками) – жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.
11. Прикрытие рта, потирание уха, глаза – жесты неуверенности в себе.
Полученные в ходе наблюдения результаты обсуждались с учителями после уроков. Затем им предлагалось ответить на вопросы анкеты.
Анкета
«Самооценка жестикуляции учителя на уроке»
1. При подготовке к урокам думали ли Вы об употреблении того или иного жеста?