Обучение школьников
Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.
Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путём систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведён в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме, а также охватывать всех учащихся без исключения. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.
В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на [3]:
1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности).
2. Диагностические (для количественного измерения).
3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений).
4. Формирующие (для выявления возможностей развития).