Обучение школьников
Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.
Она должна ориентироваться на следующие цели:
1) внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2) определение результатов обучения;
3) планирование последующих этапов учебного процесса;
4) мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
5) оптимизация процесса обучения.
Соответственно задачами диагностики являются:
1) выявление относительного уровня развития учащихся;
2) анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
3) выявление потенциальных возможностей развития.
В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.
Согласно такой программе диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты педагогической диагностики [1]:
1. Изучение
а) сбор данных;
б) сравнение;
в) интерпретация;
г) анализ.
2. Прогнозирование.
3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.