Обучение школьников
В современной образовательной системе складывается примечательная ситуация: в силу различных причин множество взрослых сегодня получают второе, высшее психолого-педагогическое образование. Как правило, у этих людей уже есть собственные дети, иногда даже внуки, поэтому они с осознанным интересом относятся к новым знаниям. И очень часто после занятий по педагогике или психологии они с обидой восклицают: «Это же так нужно для семейной жизни, для воспитания! Но почему раньше нам об этом никто не сказал? Так много времени упущено .».
Упущенное все же можно наверстать благодаря большому числу зарубежных и отечественных книг, посвященных самым разнообразным проблемам воспитания и обучения наших детей. Нам в чем-то повезло: конец 1980-х — 1990-е годы можно назвать периодом открытий. Причем это касается не только истории нашей страны, но и узнавания новых взглядов на личность, на процесс ее становления, на отношения взрослых и детей.
С открытием «железного занавеса» на нас обрушился поток самой разнообразной литературы по психологии, психиатрии, образованию. Этот поток привлекает не только новыми подходами, но и самой формой изложения материала: свободной, доверительной, иногда ироничной, лишенной наукознания. Непростая задача — подготовить читательскую аудиторию к иному восприятию психолого-педагогической литературы — выпала первым изданиям на русском языке книг Э. Берна «Игры, в которые играют люди .», Дж. Добсона «Непослушный ребенок», А. Фромма «Азбука для родителей» и др.
Книга одного из ведущих специалистов в области педиатрии, детской психологии и психиатрии А. Фромма во многом необычна. Прежде всего своим названием — «азбука», то есть руководство начинающим, делающим первые шаги, «азбука для родителей», то есть для тех, кому приходится учиться всю жизнь. Оригинальность этой книги и в изложении материала. Обычно издания подобного рода опираются или на возрастной подход (последовательное описание развития, взросления ребенка), или на ситуативный подход (описание конкретного случая из жизни, подробный анализ, психолого-педагогические рекомендации).
«Азбука» А. Фромма, используя оба подхода, построена в виде словаря-справочника, в котором, наряду с сугубо научными понятиями «адаптация», «психотерапия», «тест интеллекта», читатель узнает, «когда ребенок говорит неправду», в чем разница между «непослушанием» и «пассивным сопротивлением», как влияет на ребенка «распад семьи или развод», кем являются для ребенка «мать» и «отец». Такое построение книги облегчает поиск той или иной ситуации. Одновременно он формирует у родителя ассоциативный ряд, связанный с интересующей темой: автор не только описывает конкретный случай, но и связывает его со сходными ситуациями и понятиями. Так, типичный случай в воспитании «Когда дети дерутся» Аллан Фромм предлагает рассмотреть и с точки зрения агрессивности, дисциплины, соперничества братьев, стремления сломать игрушку. В таком контексте у родителей формируется целостный и, возможно, более объективный взгляд на события, происходящие в жизни ребенка.
Правда, тональность отечественных и зарубежных книг, как правило, различалась и различается. В 1950-1970-е годы советская педагогика анализировала и убеждала нас в решающей роли коллектива на процесс формирования личности, а западные исследователи тех лет подчеркивали необходимость сохранять уникальность и укреплять самодостаточность в личности.
Позже, в 1980-е годы, исследования западной психологии понемногу начали осваиваться отечественной наукой. У психологов конца 1980-х—начала 1990-х годов актуальными стали проблемы, связанные с самопознанием, самосовершенствованием, самоутверждением конкретной личности. Такое положение явилось объективной и достаточно закономерной реакцией на психологию «усреднения», на политику нивелирования индивидуальности.