Обучение школьников
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.
Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.
Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде.
У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это задача немалая – воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.”1
Исследователи – психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.
Чувство комического у детей в значительной степени отличается от данного чувства взрослого человека. Оно возникает в результате раскрытия доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства комического у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у малышей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов, людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ровестников. Труднее – в поведении взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.