Метод проектов

По мере информатизации общества, по мере вхождения в миро­вое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании де­тей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве, могущих ориентироваться в многосложных мировых информационных потоках. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.

Как отмечено в [2] «современное изучение информатики в школах проходит по компьютерно-ориентированному курсу, в учебных заведениях активно развивается использование новых информацион­ных технологий в преподавании различных учебных предметов». Информатика одновременно становится интегрированной дисциплиной, позволяющей сформировать информационную картину мира, объединяя знания учащихся в целостное мировоззрение. Действительно, си­стема телекоммуникаций есть и технология, и отражение информаци­онного единства мира.

Телекоммуникация рассматривается как ин­формационная технология, позволяющая путем интенсивного общения по интересам объединять в творческие исследовательские груп­пы школьников и их учителей разных стран и регионов, при этом отмечаются мотивирующее и активизирующее значение технологии. Известна методика, получившая название «калифорнийского метода проектов» (по месту наибольшего распространения) или просто «метода проектов»: учащиеся запрашивают данные по элек­тронной почте из школ других регионов, анализируют и составляют общую информационную картину. Примером этого подхода может служить известная учебная игра «Fisch game». На основе данных о приросте рыбы ученик должен определить допустимую величину промысла так, чтобы он не нарушил экологического равновесия. Из­вестны расширения этой и подобной компьютерных игр, когда тре­буется проанализировать данные, построить подходящую модель и принять решение.

Некоторые энтузиасты компьютерного образования были склонны видеть в этих играх прообразы будущих методик, взры­вающих «консервативную» классно-урочную систему и делающих ин­форматику главной школьной дисциплиной. Именно на этом пути многие идеологи информатизации образования и методисты видят перспективы развития школьной информатики.

Таким образом, телекоммуникации индуцировали появление метода проектов в педагогической практике как метода, позволяю­щего обучать реальной деятельности в условиях реальной действи­тельности, воспитывать граждан открытого общества (деятельных, инициативных, знающих и уважающих законы мирового сообщества, стремящихся к миру, прогрессу человечества).

Метод проектов основан на активизации учащихся в процессе обучения, на переориентацию обучения с репродуктивного на креа­тивный. Свойственное этому методу создание предпосылок для раз­вития аналитико-синтетичесих видов мышления интенсифицируется применением его к обучению информатике, что развивает и форми­рует новое понимание предмета, нового обучающегося и нового пе­дагога. Таким образом, метод проектов вызван к жизни в силу не­обходимости перестройки образовательной системы в условиях инфор­матизации общества.

Слово «проект» (в переводе с латинского буквально «брошенный вперед») растолковывается словарями как «план, замы­сел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности об­разования» (М.,1995) термин «проектирование» определяется сле­дующим образом: «деятельность, под которой понимается в пре­дельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». По определению Е.Н. Ястребцевой ([3], с. 9) «применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные ме­тоды, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».

Не вступая в противоречие со сделанными определениями, под проектной деятельностью учащихся мы будем понимать целена­правленную, творческую, результативную, групповую, ограничен­ную определенным временем, деятельность. А учебный проект - это объект проектной деятельности учащихся, используемый в учеб­ных целях при обучении. Это и замысел получения результата про­ектной деятельности, и последовательность действий, приводящих к желаемому результату, и способ деятельности.

С другой стороны, метод в дидактике определяется как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие и воспитание учащихся. Таким образом, под методом проектов мы понимаем такой способ совместной деятельности учащихся и учите­ля, при котором овладение учащимися знаниями, умениями и навы­ками, развитие и воспитание осуществляется в процессе проект­ной деятельности учащихся.

Как отмечает Е.С. Полат ([4], с.25), использование метода проектов для современной школы является показателем прогрес­сивной методики обучения и развития, он «находит все большее распространение в системах образования разных стран мира».

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.