Обучение школьников
Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.
Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии общения.
Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.
Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика. Это:
— доверительность;
— умение слушать ребенка;
— взаимопонимание как основа;
— деловой контакт;
— способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, отечественные ученые разработали «Заповеди педагогу, входящему в класс».
/. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.
3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.
5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам А.С. Макаренко «прекрасной личностью».
6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.
7. Умейте слушать детей.
8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.
11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».
12. Будьте инициативны в общении.
13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы
14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам-
16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
17. Чаще улыбайтесь детям.
18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.
20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.