Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку

Введение.

На современном этапе развития России образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно национального, так и глобального характера. Это усиливает необходимость осмысления целей, ценностей, тенденций развития образования.

Образование как необходимая составляющая человеческой жизни, условие самореализации человека, человек и его права как мера и критерий качества образования, образование как связь времен - вот те гуманистические ценности, которые должны встать в центр педагогической деятельности.

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

За последние годы внеклассная работа по русскому языку значительно оживилась. Это связано с тем, что учителя с каждым годом все отчетливее осознают значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.

Личность учителя играет при этом весьма существенную роль в организации и проведении любых внеклассных мероприятий.

Вместе с тем, организуя внеклассную работу по русскому языку, многие учителя (особенно молодые) испытывают большие трудности: одни из них не знают, с чего начинать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики такой работы, строят ее по образцу уроков или дополнительных занятий.

Между тем и цели и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий, так как организуются только для желающих и интересующихся вопросами русского языка.

Внеклассная работа по русскому языку имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как к учебному предмету, углубить и расширить знания, получаемые на уроках.

Недостаток методической литературы по данной теме ставит на сегодняшний день перед учителями русского языка множество вопросов: Как вести внеклассную работу по русскому языку, какие виды внеклассных мероприятий использовать?

Внеклассная работа должна не только пробуждать интерес, но и эффективно углублять знания учащихся в различных областях науки о языке. В дипломной работе рассмотрены методики проведения различных видов внеклассной работы по русскому языку, даны различные рекомендации, основанные на практическом опыте учителей и методистов.

Особое внимание уделено викторинным формам, в наибольшей мере способствующим развитию логического мышления.

Мы рассмотрим викторинную форму проведения внеклассной работы по русскому языку в старших классах средней школы, ее роль в формировании логического мышления подростков и юношей, влияние на развитии полноценной личности ребенка, в профориентационной направленности старших школьников.

Цель работы: исследовать возможности развития логического мышления учащихся 5 и 9 классов на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку.

Задачи:

Рассмотреть проблемы мышления в процессе обучения.

Охарактеризовать пути и средства развития логического мышления.

Определить методику подготовки и проведения викторин в школе при изучении русского языка.

Объект исследования: Процесс русского языка в 5-х и 9-х классах средней школы.

Предмет исследования: Условия и средства развития логического мышления у школьников 5-9 классов на внеклассных занятиях обучения русскому языку.

Гипотеза: Викторинная форма внеклассной работы по русскому языку может выступать дополнительным средством активного развития логического мышления у школьников разного возраста, привлекать их внимание к более глубокому познанию предмета, если:

Учитель диагностирует особенности познавательных процессов учащихся;

Использует материал (задания, упражнения, игры) развивающие операции мышления;

Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Изучение существующей методической, психологической, педагогической литературы в данной области исследования.

Наблюдения, беседы.

Анкетирование и тестирование.

База исследования: Анишинская муниципальная средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза А.С.Гостева и Веневская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 (учащиеся 5 и 9 классов).

Практическое значение: данные работы заключаются в том, что она может служить опорным и методическим материалом студентам и учителям, занимающимся проблемой развития логического мышления учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку (викторинах).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.