Этнография

Главное состоит не в том, чтобы заставить ребенка полностью убрать все игрушки, а в том, чтобы привить ему этот навык, объяснить, что каждая вещь должна не валяться где попало, а иметь свое определенное место. Представьте себе, что бывают случаи, когда беспорядочность и неряшливость становятся причиной семейных катастроф! Это происходит, когда один из супругов большой педант, а другой совершенно не приучен к порядку. Для педанта, в конце концов, становится просто невыносимым постоянно видеть вещи, разбросанные в полном беспорядке по всей квартире, причем в самых непотребных местах, например носки на кухонном столе и тому подобное. А неряха звереет от постоянных упреков и скандалов по этому поводу. Семейная жизнь становится невозможной только потому, что мамочка одного из супругов вовремя не научила его убирать на ночь мячик! «От небрежной одежды и неприбранной комнаты — один шаг до ссоры», — гласит немецкая пословица.

Чем старше становится ребенок, тем больше порядка надо от него требовать. Порядка в тетради, порядка на письменном столе, в распределении своего времени и так далее. Такие навыки в дальнейшем помогут ему более рационально использовать время, планировать свой день и свои дела, помогут успешнее учиться, усваивать новые знания и навыки, подходить к делам, а значит, и к жизни более рационально и системно.

Очень часто большой проблемой является попытка заставить ребенка делать то, что действительно надо (прежде всего уроки), а не то, что сейчас хочется. Конечно, детям не очень-то хочется учиться или работать, они предпочтут погулять, сходить в кино, посидеть перед телевизором или компьютером. У них еще не выработались ответственность и чувство долга. Задача родителей как раз и состоит в том, чтобы воспитать эти качества.

Следует помнить, что чем меньше ребенок, тем больше он живет эмоциями, а не логикой. Апеллировать к логике можно только тогда, когда дети уже достаточно взрослые, да и то, к сожалению, это помогает далеко не всегда. Поэтому родителям следует добиваться своих целей не столько принуждением, которое обычно мало помогает (нередко даже вызывает обратную реакцию), сколько некоторой хитростью. И тут все зависит от находчивости и знания психологии своего ребенка — надо суметь подобрать такие слова, такие доводы и уговоры, которые смогут на него подействовать, постараться как-то его увлечь.

Конечно, есть задачи более серьезные, чем порядок в комнате или на письменном столе. И их выполнение тоже приходится требовать от ребенка, даже если вам этого очень не хочется, даже если вы психологически мало приспособлены для того, чтобы кем-то командовать или требовать чего-то от других людей.

Как же все-таки добиться, чтобы ребенок делал что-то неприятное для него, но совершенно необходимое, например домашние задания, которые приходится выполнять каждый день да еще много лет подряд? Вполне вероятно, конечно, что часть домашних заданий так и не будет выполнена, поэтому прежде всего обратите внимание на те предметы, которые даются ему хуже всего, особенно если в дневнике появились двойки. В этом случае в идеальном варианте неплохо было бы найти репетитора. Лучше всего, если это будет школьная учительница — ведь она, как никто, знает его слабые места.

Вопрос только в деньгах. Если позволяет семейный бюджет, обязательно обратитесь к репетитору, даже если ваш сын или дочь учатся пока только в пятом или седьмом классе. Если денег нет, подумайте о бартере. Что вы, в свою очередь, в зависимости от вашей профессии и возможностей, можете сделать для учительницы? Может быть, срочно полечить ей зубы? Или отремонтировать автомобиль? Или же, например, посидеть с ее больной матерью, привести ребенка из детского сада, сделать ремонт на кухне, прическу, педикюр, маникюр, провести уборку квартиры и так далее и тому подобное. В конце концов, вы можете взять на себя заботу о ее собачке на время отпуска, не правда ли?

Не стоит запускать трудные предметы. Вы мало чего добьетесь, если будете просто ругать его за двойки и требовать хороших оценок. В этом случае ребенку грозит психологический срыв и в конце концов появление наплевательского отношения ко всему, в том числе и к вашим словам. В то же самое время у него вырабатывается скрытое чувство неполноценности — он не понимает того, что понимают другие (тригонометрию или химию, физику или биологию), его постоянно шпыняет учительница, он чувствует себя отверженным, хуже, глупее других. И такая пытка может длиться годами! А ведь далеко не каждый взрослый выдержит подобное.

Перейти на страницу: 1 2 3


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.