Обучение школьников
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Любит ли он рисовать абстрактные картинки?
3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
4. Любит ли фантастические истории?
5. Сочиняет ли рассказы и стихи?
6. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
7. Изобрел ли ребенок когда-нибудь что-то?
8. Бывает ли у него желание переделывать что-нибудь на свой вкус?
9. Боится ли темноты?
10. Придумал ли когда-нибудь новое слово?
11. Считал ли это слово понятным без объяснений?
12. Пробовал ли переставлять мебель по своему вкусу?
13. Был ли удачен этот замысел?
14. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назна-чению?
15. Мог ли в раннем детстве угадывать назначение разных предметов?
16. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
17. Есть ли у него свой мир, недоступный окружающим?
18. Ищет ли объяснения тому, чего не понимает?
19. Часто ли просит объяснить окружающие явления?
20. Любит ли книжки без картинок?
21. Изобретает ли собственные игры и развлечения?
22. Помнит ли или рассказывает свои сны и пережитые впечатления?
Работа с тестом
Каждый положительный ответ приносит один балл, то есть в идеальном случае ваш ребенок может получить двадцать два балла. Впрочем, учтите, что это так же реально, как и то, что в один прекрасный вечер к вам вдруг случайно зайдет домой английская королева, чтобы немного поболтать и выпить чашечку чая…
Результат
20—22 балла.
Ваш ребенок очень сообразительный и способен иметь собственную точку зрения. Творческий потенциал налицо — ваша задача создать все необходимые условия для его реализации.
15—19 баллов.
Ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь тогда, когда чем-либо заинтересован.
9—14 баллов.
У ребенка наблюдается большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью ему многого не хватает.
4—8 баллов.
Ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Возможно, стоит дать ему попробовать себя в точных науках или спорте.
<С. Лахтин>
И напоследок несколько рекомендаций психологов по развитию творческих способностей ребенка.
Старайтесь сами создавать условия для развития творческого потенциала сына или дочери. Уважайте желание ребенка самостоятельно мыслить и принимать решения. Поощряйте инициативу. Старайтесь воздерживаться от вмешательства в творческий процесс. Помогайте находить в фантазиях ребенка связь с реальным миром. Проявляйте терпимость к возможному беспорядку в связи с творческой работой ребенка. Одобряйте положительные результаты работы и одновременно поддерживайте ребенка, если результаты его не удовлетворяют.
До сих пор мы говорили в основном о трудных родителях. Но, как уже было сказано, трудные родители и трудные дети — это чаще всего лишь две стороны одной медали. Трудный ребенок — это, как правило, только естественная реакция на трудных родителей. Поэтому давайте посмотрим, чем же трудны дети именно у слишком амбициозных родителей?
Поскольку ребенок выполняет «чужую» программу, этого ему хочется гораздо меньше, чем выполнять свою собственную (хотя и с этим нередко также возникают проблемы). Все, чем загружает его мать, он выполняет с отвращением, без души, через силу. Если это девочка — то маме немного легче, потому что в большинстве своем девочки более ответственны, трудолюбивы и послушны. Если же это мальчик, то тут чаще срывы, грубость, скандалы, «ослиное» упрямство. Когда родители сталкиваются с такими явлениями, им стоит задать себе вопрос: а не слишком ли мы авторитарны, насколько жизнь ребенка действительно является его собственной программой, а не выполнением чьей-либо чужой? И если вы точно знаете, что вам чужды чрезмерные амбиции, то причины конфликтов следует искать в другом месте.
Учтите, что болезненно амбициозный человек делает все для разрушения своей личности, не говоря о том, что постоянно подрывает здоровье, ведь он находится в состоянии хронического стресса, видит вокруг только соперников, то есть врагов. Он приходит в отчаяние или даже ярость от успехов других людей, в то время как свои подлинные успехи, даже и значительные, нередко рассматривает как поражение, потому что ориентирован только на максимум, на то, чтобы быть лучше всех. Вот уж поистине нет у человека злейшего врага, чем он сам!