Обучение школьников
Ай, качи – качи – качи,
Пекла баба калачи…
* * *
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
-В лесок по мошок:
Избушку лишить,
Чтоб не холодно жить.
Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид – всё является предметом внимания. Ко всему живому – уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко – мурлышко, курочка – рябушка, гуля – голубок, паучок – тоненькие ножки.
Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть – чуть нелепы:
-Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
-К медведю на свадьбу.
Медведь-то мне дядя.
А медведица-тетка». (1;94)
«Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Ненила хвалит сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо так «ловко», что оно тут же и рассыпалось. Вот Фома выбрал курицу в качестве средства передвижения, а Тимочка решил прокатиться на кошке. Ученик может посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие».
(9;95)
Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков учитель может разучить с ними русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник»,и другие. А как же здесь обойтись без считалки?
Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. «Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Скажите, пожалуйста:
Кто вы такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И частных людей!
Последний, на кого пришёлся счёт, должен ответить, например: «портной!» или «царь!» – и считалка снова произносится, но не до конца, а только до этого слова. Ответить нужно сразу («Говори поскорей!»). Каждый, конечно, старается сообразить, сосчитать, какое слово надо сказать, чтобы самому выйти». (1;103)
Ребята всё время сочиняли и сочиняют новые считалки, иногда даже из книг их бегут, из каких-то стихотворений.
Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек, родителей и детей, внуков и правнуков.
Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру устного - народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество русского народа» можно провести обобщающие уроки уроки-праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования.
«В 1классе предлагается провести праздник встречи весны. День сорока мучеников 9 марта носит название сорок на языке народа. Сороки с полным основанием можно назвать детским праздником. Накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонки» с хохолком и крылышками. Утром в день праздника раздают их детям. К этому празднику дети собирают сказки, загадки, пословицы, поговорки о весне, оформляют книжки-малышки о весне, разучивают песни, учат заклички и считалки, разучивают игры. На уроках труда делают фигурки птиц из картона, фанеры, прибивают их к шестам. Оформляют комнату: украшают рисунками о весне, рисунками дымковских игрушек-птиц, вышитыми рушниками, пословицами о весне, птицах». (7;109)
Из опыта В.А.Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната №10,ст.Унеча,Брянской области.
«Праздник начинался с заклички о весне. Пели песни о весне. Девочки исполняли русскую народную песню «Посев льна». Затем на празднике звучала хороводная песня «Приглашение на улицу». Дети слушали в грамзаписи русскую народную песню «Галочка-ключница»,записанную в Севском районе Брянской области. Первый раз звучал музыкально-шумовой оркестр мальчиков. И в заключение праздника пили чай с печеньем и различного вида кондитерских изделий с изображением птиц. Их пекли родители детей.