Обучение школьников
Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция "человеческого капитала", авторы которой ( среди них известный американский ученый Т.Шульц ), считают, что расходы на процесс обучения -это "капиталовложение в человека", а накопление знаний и умений - это процесс накопления "человеческого капитала". В этом случае система образования рассматривается как "отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что "способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве". Инвестиционный характер затрат на образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают их на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем, т.е. это значит, что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с непрерывно-увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и все более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их доходов, многие родители считают затраты на получение их детьми высшего образования наиболее эффективной формой инвестиций. Еще один метод оценки экономической эффективности образования связан с именем другого американского ученого Э.Дени-сона.Этотученыйколичественносоотнесвоздействиеразличныфакторовэкономического роста на рост реального национального дохода. Его оценки приведены в таблице 3.ТАБЛИЦА 3 Факторы, влияющие на рост реального национального дохода США, 1929 - 1982 гг.
----------------------------------------------------------------
Факторы роста Вес каждого фактора (%)
----------------------------------------------------------------
(1) Увеличение трудозатрат 32
(2) Повышение производительности труда 68
(3) Технический прогресс 28
(4) Затраты капитала 19
(5) Образование и профподготовка 14
(6) Экономия, обусловленная масштабами
производства 9
(7) Улучшение распределения ресурсов 8
(8) Законодательно-институциональные
и другие факторы 9
100
По оценкам Денисона улучшение качества рабочей силы определило 14% прироста реального национального дохода в США, а поскольку самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования, то само образование - это один из источников экономического роста любого общества. Этим же ученым была рассмотрена зависимость между уровнем образования и доходами экономически активного населения. Э.Денисон предположил, что разница между средними доходами лиц одного возраста на 3/5 определяется уровнем образования, а остальное за счет личных способностей и других обстоятельств. Я согласен с такой оценкой значения уровня образования, т.е., действительно, в практической жизни многих людей хорошее образование дает возможность устроиться на высокооплачиваемое место работы, тем самым создавая свой основной доход. А личные способности ( такие как качество ума, быстрота восприятия нового, трудолюбие ) и жизненные обстоятельства, в которые попадает конкретный человек ( например, неожиданное предложение о дополнительной работе ) дают возможность увеличить личный доход, т.е. служат дополнением в создании этого дохода.
Экономическое развитие прямо зависит от эффективности расширения системы образования, т.к. именно она поставляет необходимые для научных исследований кадры и научно-технический персонал, т.е. уровень образования рабочей силы является одним из наиболее важных факторов экономического и научно-технического развития.
Экономическую функцию образования можно охарактеризовать как подготовку молодежи к будущей профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе с определенным уровнем квалификации, а экономическая эффективность образования определяется в зависимости от степени покрытия этого спроса, а также средств, затраченных на эти цели.