Обучение школьников
Для выяснения сформированности орфографического навыка и уровня развития долговременной памяти у младших школьников были проведены эксперименты. Базой для исследования послужила Абаканская школа №25.
В эксперименте участвовало два вторых класса: экспериментальный (2г) и контрольный (2в).
Первоначально был проанализирован уровень сформированности орфографического навыка. С этой целью учащимся было предложено написать диктант.
После проверки диктанта мы разделили работы учащихся на уровни.
Учащиеся, написавшие диктант:
2 в | 2 г | |
На «5» - высокий уровень (III) | 1 чел. | 5 чел. |
На «4» - средний уровень (II) | 13 чел. | 10 чел. |
На «1» - «2» низкий уровень (I) | 6 чел. | 5 чел. |
Эксперимент показал, что учащиеся еще недостаточно хорошо владеют основами правописания (см. Приложение 1).
С целью выявить уровень развития долговременной памяти, мы провели методику А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов».
Были подобраны слова, не имеющие связи между собой. Их названия фиксировались в бланке «-», «+».
1 этап – читаются 10 слов и ребенок сразу после прочтения их называет.
2-5 этапы – слова читаются и через некоторый промежуток, учащиеся должны их воспроизвести.
После проведения этой методики, мы также выявили уровни запоминания слов учащимися.
Если после 3 этапа, учащиеся запоминали слова и кривая запоминания постоянно возрастала, то запомнившие
- 7-10 слов – это дети с высоким уровнем развития долговременной памяти (III);
- 5-7 слов – со средним уровнем (II);
- 1-5 слов – с низким уровнем (I).
Данные эксперимента показали, что с числом повтора растет число правильных ответов (см. Приложение 2).
2 в | 2 г | |
Высокий уровень (III) | 1 чел. | 5 чел. |
Средний уровень (II) | 13 чел. | 10 чел. |
Низкий уровень (I) | 6 чел. | 5 чел. |
Чтобы доказать, что долговременная память влияет на формирование орфографического навыка, мы использовали формулу Пирсона, которая помогла нам выявить коэффициент корреляции.
Коэффициент корреляции – это математический показатель силы связи между двумя сопоставляемыми статистическими признаками.
По какой бы формуле не вычислялся коэффициент корреляции, его величина колеблется в пределах от –1 до +1.
Смысл крайних значений состоит в следующем: если коэффициент корреляции равен +1, значит связь между признаками однозначна, по типу прямо пропорциональной зависимости.
Всякое вычисление должно быть проверено на статистическую значимость.
Если эмперическое значение меньше или равно табличному, корреляция не является значимой. Если вычисленное значение больше табличного, корреляция значима.
Для выявления значимости корреляции мы пользовались таблицей, которая представлена А.А. Сосновским.
Исходя из этой таблицы коэффициент корреляции значим при выборке для 20 человек, когда .
Используя формулу Пирсона , мы получили:
2г -
2в – r=
Как видно, наш коэффициент, больше табличного значения. Следовательно корреляция между долговременной памятью существует и она значима (см. Приложения 3 и 4).