Обучение школьников
Цель: выявление факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам.
Критерии:
– родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков;
– периодическое употребление алкоголя родителями;
– основные финансовые затраты идут на потребление спиртных напитков;
– в семье приняты алкогольные традиции;
– отмечается затягивание праздничных торжеств;
– подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки, и т.д.
Методы исследования.
1. Наблюдение за семьей и подростком.
2. Посещение семьи.
3. Беседа с родителями.
4. Беседа с педагогами.
5. Беседа с подростком.
По третьему этапу мы выявили, что в семьях алкоголиков присутствуют все (или почти все) вышеназванные критерии.
По результатам констатирующего эксперимента было установлено: одним из факторов, обусловливающих положительное отношение подростков к спиртным напиткам, является семья алкоголиков, в которой подросткам не запрещается:
– употребление спиртных напитков в присутствии родителей;
– свободное посещение школы;
– неподготовка к занятиям;
– бесконтрольно проводить свободное время.
РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СЕМЬЕ
1. Необходимо помнить, что каждый «проблемный» подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социальной ситуации развития.
2. Знать о болезненных проявлениях чувств в состоянии утомления или при общем ослаблении организма.
3. Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у них трудностей без специальной помощи.
4. Социально-культурная помощь.
Направления:
а) Организация совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства). Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители лучше узнают своих детей.
б) Организация семейного отдыха, такого как туризм (прогулки, экскурсии и т.д.).
в) Организация куров по ведению домашнего хозяйства и семейного бюджета.
г) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения обязанностей в алкогольной семье:
– нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
– трудовое воспитание в семье;
– проблемы организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
д) Консультации по вопросам поддержания в семье здорового образа жизни. Помощь в организации обычаев и традиций, способствующих укреплению семьи.
5. Программа работы социального педагога с алкогольной семьей.
Цель: определить основные направления работы с семьей алкоголиков и поддержание коррекции благополучного климата в семье.
I. Диагностический этап.
1. Определение проблемы.
2. Анализ межличностных отношений в семье.
3. Положение детей в семье.
4. Отношения семьи и общества
Социальный педагог с помощью психологических методов или других методик выявляет те неблагоприятные явления, которые приводят к конфликту и возникновению проблем.
II. Поддержание благоприятного климата в семье, направленное на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса.
III. Составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта необходимо определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательны и для него и для семьи и в течение которых предполагается помочь семье в выборе и осуществлении целей.