Обучение школьников
Цель: выявление подростков из семей алкоголиков.
Критерии: – низкий материально-экономический уровень;
– социальное неблагополучие;
– отсутствие контроля;
– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;
– несправедливая оценка ребенка и т.д.
Методы исследования:
1. Наблюдение за семьей и подростком.
2. Беседа с классным руководителем.
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: классному руководителю предлагается ответить на вопросы.
1. Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи алкоголиков)?
2. Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие).
3. Проявляется ли это в поведении подростка и т.д.
Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т.п.).
На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи
Материал: перечень вопросов (был предложен социальным педагогом).
Инструкция: заполняется социальным педагогом.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
2. Какое образовательное учреждение посещает.
3. Возраст.
4. Домашний адрес (по прописке и фактический).
5. Родители: мать:
отец:
6. Возраст родителей.
7. Образование родителей.
8. Род занятий родителей и их профессия.
9. Сколько лет существует семья.
10. Тип семьи (подробно охарактеризовать).
11. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства).
12. Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.).
13. Жилищные условия:
– нормальные (благоустроенная квартира, дом);
– неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;
– подробно описать все особенности.
14. Отношения в семье.
15. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).
16. Наследственные болезни.
17. Психолого-педагогическая культура: матери;
отца:
18. Знание интересов детей.
19. Забота родителей о детях.
20. Суть конфликтов родителей с детьми.
21. Анализ ситуации в семье.
22. Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты).
23. В каких видах помощи нуждается семья.
24. Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами.
25. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.
26. Какова помощь образовательного учреждения ребенку.
27. Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье.
28. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т.д.
29. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку.
30. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины).
31. Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.).
32. Цели работы с семьей.
33. Основные направления работы для составления программы.
Беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником
Материал: ряд вопросов.
Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы.
1. Сколько насчитывается в общем подростков из семей алкоголиков?
2. Как семья влияет на социализацию подростка?
3. Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности?
4. Стоят ли подростки на медицинском учете?
5. Какая помощь оказывается семье и подростку и т.д.
По результатам беседы мы определили, что семья алкоголиков отрицательно влияет на социализацию подростка. Они дети плохо находят общий язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы и т.д.