2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков

Цель: выявление подростков из семей алкоголиков.

Критерии: – низкий материально-экономический уровень;

– социальное неблагополучие;

– отсутствие контроля;

– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;

– несправедливая оценка ребенка и т.д.

Методы исследования:

1. Наблюдение за семьей и подростком.

2. Беседа с классным руководителем.

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: классному руководителю предлагается ответить на вопросы.

1. Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи алкоголиков)?

2. Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие).

3. Проявляется ли это в поведении подростка и т.д.

Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т.п.).

На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи

Материал: перечень вопросов (был предложен социальным педагогом).

Инструкция: заполняется социальным педагогом.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

2. Какое образовательное учреждение посещает.

3. Возраст.

4. Домашний адрес (по прописке и фактический).

5. Родители: мать:

отец:

6. Возраст родителей.

7. Образование родителей.

8. Род занятий родителей и их профессия.

9. Сколько лет существует семья.

10. Тип семьи (подробно охарактеризовать).

11. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства).

12. Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.).

13. Жилищные условия:

– нормальные (благоустроенная квартира, дом);

– неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;

– подробно описать все особенности.

14. Отношения в семье.

15. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).

16. Наследственные болезни.

17. Психолого-педагогическая культура: матери;

отца:

18. Знание интересов детей.

19. Забота родителей о детях.

20. Суть конфликтов родителей с детьми.

21. Анализ ситуации в семье.

22. Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты).

23. В каких видах помощи нуждается семья.

24. Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами.

25. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.

26. Какова помощь образовательного учреждения ребенку.

27. Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье.

28. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т.д.

29. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку.

30. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины).

31. Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.).

32. Цели работы с семьей.

33. Основные направления работы для составления программы.

Беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником

Материал: ряд вопросов.

Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы.

1. Сколько насчитывается в общем подростков из семей алкоголиков?

2. Как семья влияет на социализацию подростка?

3. Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности?

4. Стоят ли подростки на медицинском учете?

5. Какая помощь оказывается семье и подростку и т.д.

По результатам беседы мы определили, что семья алкоголиков отрицательно влияет на социализацию подростка. Они дети плохо находят общий язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы и т.д.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.