Обучение школьников
Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый[2] не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение.
Конечно, маленький ребенок, личность которого находится в процессе становления, действительно не способен самостоятельно отделять ангцов от козлищ. Но внутреннее противоречие педагогической парадигмы с точки зрения автора заключается в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества. Нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы. Возможно, это все влияние еще одного прочитанного нам курса [3], но хотелось бы привести следующие два примера. Номер раз: возраст семь лет, урок специальности (скрипка) в ДМШ №1. При любой ошибке – крик с требованием «поставить руку правильно», «не горбиться», и так далее. Номер два: возраст двадцать четыре года, лекции многоуважаемого Смирнова «Гуманистические традиции образования». После лекции входит декан и, обращаясь к присутствующим, пророчит кары на головы отсутствующих за непосещение. Так сказать, контрастный душ. При этом из нашего потока формируют будущих преподавателей высшей школы…
Преимущества педагогической парадигмы являются продолжениями ее недостатков. Нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности воспитуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими нормативными документами. Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить превосходство своей точки зрения.
Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержки существующего общественного устройства. Но в любом случае это имеет мало общего с формированием действительно полноценной творческой личности. Хотя с другой стороны, каково на самом деле соотношение между творческими и нетворческими областями деятельности, можно легко представить…