Обучение школьников
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:
1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение психологом-социальным педагогом индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик (Анализ семейного воспитания /Эйдемиллер, Юстицкис/ , рисуночные методики “Моя семья”, ”Мой дом” и т.п.).
2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).
После изучения семей необходимо составление “социального паспорта” (приложение I) с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Анкетирование воспитателей;
3. Тестирование родителей;
4. Индивидуальные беседы с родителями;
5. Индивидуальные беседы с детьми;
6. Посещение семьи ребенка;
7. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.
8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.
9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.
10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.
Для выявления педагогической культуры родителей
можно предложить следующую анкету:
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?
а) слушаете передачи по радио и телевидению;
б) посещаете лекции для родителей;
в) на основе рекомендаций педагогов;
г) используете жизненный опыт.
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) приучение.
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?
а) словесная похвала;
б) подарки;