Обучение школьников
Социальный педагог общеобразовательной средней школы № 17 г.Тамбова Л.Н.Близнецова составляет квартальные отчеты о своей работе. Вот выписка из одного отчёта за 1999 год:
"В своей работе я руководствуюсь нормативным документом «Положением о социальном педагоге образовательного учреждения» (см. приложение № 9)1. В этом году я работаю с неблагополучными семьями. Эти семьи, в связи с тем, что мы с вами живём в такое сложное время, когда наше общество постепенно нищает в плане нравственном и экономическом, возрастают. Вы знаете, что это особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных. Задача социального педагога - изучить психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни семьи; обеспечить ребенку из такой семьи душевный покой и свободу, чувство защищённости и уважение.
Свою работу я начала с выявления неблагополучных семей (на данный момент их 30).Эту работу я проводила в тесном контакте с педагогами нашего коллектива. С пониманием отнеслись к этому вопросу многие учителя начальных классов. Например, двое из них оказывают в своих классах социальную помощь детям из неблагополучных семей. Многие дети из таких семей бесплатно питаются. В школе была организована помощь по сбору одежды детям, временно проживающим в детских домах. Например, Кружнов Эдуард из 3 "Б" прожил 2 недели дома абсолютно один, так
как мать пьет и может несколько дней не появляться дома, а отца у Эдуарда нет. А у Волкова Димы, наоборот, нет матери. Он живёт только с отцом, который иногда выпивает, а иногда подрабатывает. И, следовательно, эти дети брошены. А в моменты, которые могут превращаться в месяцы, когда родители "отлучаются", дети временно находятся в детском доме.
Ещё один мальчик живёт с папой. Мамы нет. Отец не работает, пьет. Живет семья случайным заработком. Ребёнок зачастую голодает. В данное время с ними проживает брат отца. Он работает и немного поддерживает семью. Посещая данную семью с одним из педагогов, мы предлагали оформить мальчика в интернат. Ответ был отрицательным: "Я сам из детского дома и ребёнка туда не отдам. "Папа был приглашён в школу. С ним состоялась серьёзная беседа . Затем появились небольшие результаты. Например, после осенних каникул ребёнок пришёл в школу подстриженным, ухоженным и весёлым.
Мы с классными руководителями посетили все неблагополучные семьи и поставили их для себя на учёт.
Ежедневно по плану социальный педагог посещает данные семьи, поддерживает отношения с семьей, совместно решает проблемы воспитания в тесном контакте с классными руководителями.
Но порой поступает сигнал тревоги, и семью приходится посещать несколько раз. А мать Кружнова Эдуарда была приглашена нами на заседание микросовета. Но она не пришла. Мы довели до сведения органы милиции о назначении матери Кружнова на лечение.
Также на заседание была приглашена семья Лашиных. Присутствовал лишь отец Саши Лашина, так как мать пьёт, детьми не занимается. Стал вопрос о дальнейшем обучении Саши. Он оставлен в 5-ом классе на 3 год. Решение педсовета - ходатайствовать перед департаментом образования о переводе Саши в ЦОМ.
Работа социального педагога даёт не сразу положительные результаты. В своей работе мы сталкиваемся с разными трудностями, с различными ситуациями. И хочется видеть наших детей счастливыми и радостными".
А второй социальный педагог средней, школы № 17 г.Тамбова В.М.Нидомолкина руководствуется следующими нормативными документами:
1.Информационный сборник № 9 за 1990 г. "Положение об общей инспекции по охране детства в Российской Федерации".
2. Вестник образования № 5 за 1993 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Вестник образования № 8 за 1993 г., в котором изложена "Конвенция о правах ребёнка", ратифицирована 13 июня 1990 г.
4. Кодекс о браке и семье Российской Федерации.
5. "Работа с родителями" (пособие для учителя).
"Я строю свою работу на каждый день. Важным направлением в своей работе я считаю работу с опекаемыми, подопечными, неблагополучными семьями.
В настоящее время в школе обучаются 17 опекаемых и подопечных учащихся разновозрастных групп (от 1 до 11 класса). Работать приходится как с опекаемыми и подопечными, так и с их опекунами и попечителями. В большинстве семей они справляются со своими обязанностями. Однако бывают случаи, когда опекуны в силу своих личных недостатков, зачастую связанных с пьянством, не выполняют своих обязанностей.