Обучение школьников
Бытует мнение, что в современных школах эффективно осуществляется только образовательная и развивающая функции и, следовательно, школа отказывается от организации воспитательной работы с учащимися.
Это мнение, на мои взгляд, ошибочно, так как появившиеся в настоящее время подходы различной направленности к разработке содержания воспитания определили поиск организаторов воспитательного процесса, включая социальных педагогов в планирование воспитательной работы. Так, например, пытаясь добиться лучших результатов в осуществлении воспитательной деятельности, социальные педагог, классные руководители Тамбовской средней школы №6(экономико-математический лицей) во главе с заместителем директора по воспитательной работе Л.А.Сошкиной активно используют в своей работе различного рода педагогические находки школ страны применительно к своим условиям.
В школе практикуется несколько программ воспитательной работы. Наиболее интересные из них: "Я живу среди людей" (г.Москва), "Воспитание человека культуры" (Ростовский ИПК),целевые программы по О.С.Газману, планирование воспитательной работы по Ю.П.Сокольникову.
Работа и анализ полученных результатов воспитательной работы определили целесообразность распределения имеющихся программ в соответствии с возрастными особенностями учащихся следующим образом:
1-4 классы - программа воспитательной работы "Я живу среди людей";
5-8 классы - программа "Воспитание человека культуры";
9-11 классы - целевые программы по 0.С.Газману, планирование воспитательной работы по Ю.П.Сокольникову. Цель программы "Я живу среди людей" - формирование у детей положительного социального опыта, позволяющего ребёнку свободно ориентироваться в жизни современного общества в условиях города. Задачи данной программы:
1) нормировать навыки культурного общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста;
2) расширить кругозор ребят, удовлетворять их любознательность в познании окружающего мира;
3) воспитывать в детях милосердие, стремление прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается;
4) воспитывать чувство единства с природой, сознание бережного отношения к ней.
Программа состоит из нескольких тематических циклов:
1. Мой дом, мои родные и близкие.
2. Моя школа, мои друзья.
3. Пешеходная азбука города.
4. Знакомство со службами города и профессиями.
5. Мы с тобой уже с рождения тамбовчане.
6. Будем жить в ладу с природой!
7. Спорт любить - здоровым быть!
Социальный педагог совместно с классным руководителем могут выбрать на год несколько тематических циклов и строить социально-воспитательную работу по каждому из них на протяжении одного-двух месяцев.1
Выбирая несколько тематических циклов, социальный педагог планировала социально-воспитательную работу на одну четверть используя таблицу (см. приложение № 2).
Другая программа, "работающая" в данной школе, -"Воспитание человека культуры" - преследует цель - формирование и развитие духовной сущности личности.
По этой программе социально-воспитательная работа строится в виде мероприятий, выбираемых в соответствии с желаниями и интересами детей. (Схему данной программы см. в приложении № 3).
Представляет интерес, практикующаяся в школе программа социально-педагогической работы, разработанная Ю.П.Сокольниковым. В ней эта деятельность планируется по-иному:
1.
Психолого-педагогическая характеристика класса. Анализ состояния учебно-воспитательной работы.
2.
Задачи социально-педагогической работы.
В индивидуальной работе особое внимание обращается на следующие группы учащихся, имеющие примерно одинаковые уровни отношения к коллективу и его деятельности:
1-ая группа (Ф.И.)- задачи: .
2-я группа (Ф.И.)- задачи: . и т.д.
Таким образом обращается внимание на следующих учащихся, требующих индивидуального подхода: Ф.И., задачи, пути индивидуального подхода.
3.
Система мер по решению поставленных задач. (Пример ведения таблицы см. в приложении № 4).
4
.Работа с родителями.
5.
Дополнения, внесённые в план в ходе работы.
6.
Анализ результатов выполнения плана работы.1