Обучение школьников
Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.1
Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.
Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.
Благодаря сельским экспериментальным школам, работающим как открытые социально-педагогические системы, дети сближаются со взрослыми, меняется к лучшему отношение ребят к фундаментальным социальным ценностям.
Опыт, достойный распространения, есть и в городах. Школа № 261 города Ставрополя (2 тыс. учащихся) расположена в отдаленном от центра города районе. Там нет культурно-просветительных учреждений, а это добавляет остроты в проблему детей и молодежи. В школе создана психолого-педагогическая служба, в нее вошли социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы и др. Школа превратилась в открытую социально-педагогическую систему, позволившую осуществить трехуровневый подход к образованию учащихся с учетом их интересов, пожеланий, возможностей.
В средней школе № 59 города Ярославля - 20 социальных педагогов. За 2 года позитивно изменилось отношение ребят в школе, взрослым, друг к другу. Здесь нет серьезных правонарушений, в школе установилась атмосфера доброжелательности и творчества, в чем, по мнению коллектива, большая заслуга социальных педагогов.1
Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки. Введение новой должности в штатное расписание образовательных учреждений сдерживается нехваткой ассигнований
по фонду заработной платы. Там, где должность введена, для нее используются ставки классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, средства, выделяемые на опытно-экспериментальную работы, получаемые от спонсоров. Не перспективность такого метода выхода из положения очевидна. Количество ставок социальных педагогов определяется не потребностями и задачами образовательного учреждения, а их возможностями. Представление о заказе на кадры социальных педагогов приблизительно не опирается на четкие статистические данные. Потребности в практике и в подготовке специалистов не изучены. Слабо поощряются передовой опыт, старания энтузиастов, плохо пропагандируются их достижения. От практики отстает наука, и возникает опасность, что этот разрыв будет увеличиваться. Поэтому необходима поддержка социально-педагогических исследований. Остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, готовящих кадры социальных педагогов. Такая должность сегодня очень нужна школе.
Например, в Санкт-Петербурге много спецшкол с различной направленностью. Сотрудники таких учебно-воспитательных учреждений, к сожалению, плохо подготовлены. Нужны настоящие специалисты, в том числе и социальные педагоги, которые будут формировать микросреду, решать конкретные поведенческие проблемы ребенка.1
Чтобы организовать социально-педагогическую службу в школе, надо подготовить 600-700 социальных педагогов.
О работе петербургских социальных педагогов в спецшколах написал статью “Когда крепости пали” Лебедев О. В этой статье освещаются проблемы воспитания и социальной
поддержки учащихся спецшкол г.Санкт-Петербурга. Более освещены вопросы, касающиеся работы школьных социальных педагогов с детьми девиантного поведения и малолетними правонарушителями.