Обучение школьников
Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.
Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.
Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.
Итак, завершая тему о "нужности" деятельности социального педагога в современный период, можно перечислить следующие организации и учреждения, где актуально присутствие социального педагога:
* в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;
* в школах-интернатах, детских домах, приютах;
* в лесных школах, детских санаториях;
* в социально-образовательных центрах;
* в реабилитационных и коррекционных центрах;
* в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;
* в летних лагерях труда и отдыха.1
Также нужно упомянуть некоторые статистические данные по социальным проблемам и неблагополучным ситуациям, касающимся детей России в современных условиях. Например, увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, рост числа детей-инвалидов - все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране.
Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны.
Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.
Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.
Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.
Сегодня появилось усыновление детей-сирот иностранными гражданами, с 1992 г. иностранцы усыновили 12 тыс. детей России.
Но все же на сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 детей-сирот. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.
Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше - из сельских.
Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь.