Обучение школьников
Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях (Пакулова, Кузнецова, 1990). Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Мы живём в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Моя задача – донести до ума и сердец младших школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья и природы, и человека.
В 1 и 2 классах четырёхлетней начальной школы экскурсии направлены на формирование общих природоведческих представлений. В курсе «Ознакомление с окружающим миром» авторов А.А. Плешакова и О.Н. Сорецкой (Программно-методические материалы, 1999) предусмотрены следующие экскурсии: при изучении темы «Что нас окружает» - экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением, общественной жизнью, трудом людей в городе; при изучении темы «Родной край» экскурсии проводятся в разное время года (осень, зима, весна). На них учащиеся знакомятся с природой и трудом людей, с поверхностью и водоёмами края.
В курсе «Природоведение» А.А. Плешакова на экскурсиях продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Программой 3 класса при изучении темы «Природа и мы» (1999) предусмотрены следующие экскурсии: природа вокруг нас (объекты живой и неживой природы); изменения в природе под влиянием человека; охрана природы (лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа).
В 4 классе при изучении темы «Сохраним природу своего края» экскурсии: растения и животные леса; растения и животные луга; растения и животные водоёма.
Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению: выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране природы; раскрывается роль природы в жизни человека; систематизируются представления о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.
В своей практике провожу экскурсии, в основном, во внеурочное время. Также проводятся экскурсии на станцию юннатов, поездки в город-герой Новороссийск, дельфинарий на мыс Большой Утриш, наблюдения за растениями и животными в парках и скверах города Краснодара. На уроках труда дети изготовляют кормушки для птиц. В время осенней экскурсии развешивают их, а в зимнее время – подкармливают птиц.
Например, в ходе экскурсии «Природа вокруг нас» по экологической тропе, проходящей вблизи реки Кубань в микрорайоне Гидростроителей города Краснодара, где находится школа. Приведём пример экскурсии:
Тема экскурсии: «Природа вокруг нас».
Цель экскурсии: Изучение природы ближайшего окружения; распознавание деревьев, кустарников, травянистых растений по характерным признакам; выяснение влияния близости города на лесной массив и реку Кубань; определение правил экологически грамотного поведения.
План экскурсии.
Главные остановки во время экскурсии:
6. «Стражи ворот» (ива, клён, ясень).
7. «Травянистые растения».
8. «Памятник природы» (три сосны, сросшиеся стволами; дети дают им названия «Три сестры», «Неразлучницы», «Змей Горыныч Трёхголовый»).
9. «Старожил» (липа).
10. «Смешанный лес» (сосна, берёза, рябина обыкновенная и другие).
Дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа-определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задачей экскурсии является не только запоминание растений и встреченных животных, но и выяснение, как на лесной массив влияет близость города, людей. Обращается внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием здесь большого числа людей: сломанные деревья, вытоптанные дорожки и полянки, мусор, выжженные места от разведения костров. Устанавливаются соответствующие причинно-следственные связи, определяются правила экологически грамотного поведения. После проведённой экскурсии дети описывают свои впечатления от увиденного в сочинениях, сопровождая их рисунками.