Обучение школьников
Все это позволяет раскрыть механизм возникновения экологических проблем и ситуаций как результат взаимодействия человека и природы, при котором суммарная антропогенная нагрузка превышает потенциальные возможности природных ландшафтов и их способность к саморегуляции (самоочищению, самовосстановлению и т.п.). Пространственный анализ экологических ситуаций, включающий совокупность аналитических методов определения территориальной дифференциации отдельных экологических проблем и их региональных комбинаций, дает возможность установить также степень опасности экологической обстановки на той или иной территории. Демонстрационные системы меньше. Демонстрационные системы регион.
В основу такой оценки положен антропоцентрический принцип. В качестве критериев оценки использованы данные о негативных последствиях тех изменений природной среды, которые фиксируются по их влиянию на здоровье человека, на сохранность природно-ресурсного потенциала и на генетическую целостность ландшафта. Уровень остроты экологической ситуации определяется сочетанием отдельных экологических проблем на территории (метод комбинаторики), при котором наибольшее значение придается показателям загрязнения среды, как наиболее опасным для здоровья человека, а затем показателям нарушения или деградации отдельных природных компонентов и ландшафта в целом.
Таким образом, в работах школы экодиагностики обосновано формирование нового раздела тематического картографирования (комплексного и синтетического по своей сути) - создание карт экологических ситуаций, ставящего своей целью выявление и локализацию в пространстве свойств среды, негативных с точки зрения существования человека. Принципиальное отличие и новизна таких экологических карт состоит в том, что выделяемые ареалы экологических ситуаций представляют собой картографический синтез реальных контуров природных ландшафтов, видов использования земель, плотности населения, а также ареалов проявления отдельных экологических проблем. Б.И. Кочуровым разработана классификация экологических карт с учетом экологических ограничений и требований.
В то же время существуют очевидные расхождения в подходах к классификации карт экологического содержания.
На наш взгляд карты экологического содержания могут быть классифицированы применительно к школьному курсу географии (рис. 5).
Эколого-географические карты | |||||||||||||||||||||||
Карты современного использования территории |
Карты населения | ||||||||||||||||||||||
Карты природы: 1. Природно-ландшафтной дифференциации 2. Отдельных компонентов природы 3. Экологически значимых свойств ландшафтов |
Карты изменения природы: 1. Загрязнения 2. Деградация 3. Нарушения 4. Истощения |
Экологические и ресурсно-хозяйственные требования к качеству среды |
Карты демографические и этнографические: 1. Плотности населения 2. Урбанизация 3. Медико-географические 4. Истории освоения территории 5. Этнографических особенностей | ||||||||||||||||||||
Карты экологических ситуаций и отдельных экологических проблем |
Карты социально экологических последствий | ||||||||||||||||||||||