Обучение школьников
Источниками прогнозирования целей регионального компонента содержания экологического обучения и воспитания в данном исследовании послужили выделенные Л.Р. Моисеевой [331] положения:
- социальный заказ общества;
- теоретические концепции экологического образования и образования в области окружающей среды;
- традиции экологического образования в мире, в России;
- особенности развития научного экологического знания;
- международный опыт.
При разработке регионального компонента содержания экологического обучения и воспитания в системе географического образования мы придерживались принципов, выделенных М.В. Воронцовой [63]:
- опора на реально существующую региональную экологическую ситуацию;
- учет специфики содержания экологического образования школьников;
- возможность передачи национального образа в разнообразной экологической деятельности, связи с жизненной перспективой;
- соблюдение нравственно-эстетической составляющей народных экологических традиций;
- сюжетная занимательность, доступность, яркость национальных образов экологической культуры;
- простота и выразительность национального компонента содержания материала.
Таким образом, глубокое изучение национальной специфики взаимодействия общества и природы возможно лишь в условиях ближайшего окружения. В условиях формального образования основная нагрузка в экологической подготовке учащихся приходится на школьное комплексное краеведение.