Обучение школьников
Как писал В.И. Вернадский, науки будут все более группироваться не по объектам исследования, а по проблемам [52].
По мнению В.П. Максаковского, в настоящее время в географической науке отчетливо проявились четыре важнейших направления: гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, среди которых «дирижирующим» является экологизация [184, 186].
В научных географических школах в 70-е гг. было выработано учение о природопользовании, большой вклад, в развитие которого вложили Ю.Н. Куражсковский, В.А. Анучин, Д.Л. Арманд, А.М. Алпатьев, Н.А. Гвоздецкий, Т.Г. Рунова и многие другие [10, 11, 16, 20, 21, 166, 167, 226].
Я.Г. Машбиц охарактеризовал природопользование как ведущую категорию современной географической науки. Он подчеркнул, что на природопользовании замыкаются важные направления землеведения, истории, географии, географического ресурсоведения, экологической, социальной и политической географии [197]. В наши дни ни одно из направлений географических исследований прямо или косвенно не обходится без выхода на проблему взаимодействия природы и общества. Это выразилось в разных научных школах и направлениях, в названиях «Конструктивная география» (И.П. Герасимов, И.В. Комар, В.С. Преображенский), «геоэкология» (С.Б. Лавров, Д.Л. Арманд, В.С. Жекулин, Ю.Д. Дмитревский, Ю.Н. Гладкий, К.М. Петров), «Глобальная экология» (М.И. Будыко) и другие [21, 43, 71, 80, 81, 94, 106, 226, 232].
В 70–80-х гг. ХХ века развитие географической науки характеризовалось тенденцией экологизации.
Были разработаны концепции о биохимических циклах и их антропогенном нарушении (В.А. Ковда, М.А. Глазовский и другие), о геосистемах (В.Б. Сочава, Д.Л. Арманд), об антропогенных ландшафтах (Ф.Н. Мильков, Л.И. Куракова), о природно-технических системах (К.Н. Дьяконов, А.О. Ретеюм) [16, 20, 21, 80, 100, 226, 228, 284, 288-290].
Появилось понятие о мониторинге (И.П. Герасимов, Б.В. Виноградов, Ю.А. Израэль) [126, 226, 228]. Большое значение сыграло использование аэрокосмической информации в теории природопользования и охране окружающей среды (Ал.А. Григорьев, К.Я. Кондратьев, Е.В. Глушко и др.) [84, 226, 239].
В 1972 г. А.М. Алпатьевым был предложен принцип геоэквивалентов антропогенных преобразований в качестве возможной основы поддержания динамических равновесий в природной среде [11, 49].
К интересным выводам пришел М.Я. Лемешев, предложивший эколого-экономическую модель природопользования [210].
Возможное изменение концентрации кислорода в глобальном масштабе в связи с антропогенной деятельностью рассмотрено в трудах ученых-географов Ф.Ф. Давитая, Н.М. Сваткова, М.И. Будыко [21, 43, 265, 266].
Характеристика земной энергетики дана в работах М.И. Будыко, С.П. Горшкова, М.М. Ермолаева, К.Я. Кондратьева, Е.Н. Федорова и других [21, 43, 80]. О важности экологического подхода в географии неоднократно писали А.М. Алпатьев, В.А. Анучин, В.С. Жекулин, Ю.Г. Саушкин, С.Б. Лавров, Ю.П. Селиверстов, Б.С. Хорев, В.С. Преображенский, Я.Г. Машбиц, А.Г. Исаченко, А.И. Чистобаев, К.М. Петров, Н.А. Солнцев, Д.Л. Арманд, Д.П. Финаров и многие другие [10, 11, 21, 67, 80, 106, 126, 130-132, 171, 172, 197, 205, 226, 228, 232, 263, 269, 270, 312, 315, 316, 321].
Наиболее полное отражение комплексных географических исследований и научных школ в концентрированном виде представлено Б.И. Кочуровым (табл. 1). Рассматривая основные научные направления и школы, существующие в академической географии на современном этапе ее развития, можно выделить направление эколого-географических исследований, основной целью которого является комплексное изучение и оценка экологического состояния современных ландшафтов (природно-антропогенных систем) и разработка комплексных и синтетических карт экологических ситуаций [15, 137, 154, 291]. Таким образом, рассмотрение историко-диагностического аспекта взаимодействия человека и природы позволяет соблюсти генетический принцип в настоящем исследовании. Сущностью данного принципа является изучение факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявление моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным).