Обучение школьников
Берегите наш язык
Наш прекрасный русский язык.
Этот клад достояние переданное
Нам нашими предшественниками.
А.С. Тургенев
1. Причины кризисного состояния русского языка и меры борьбы с ним.
По общему справедливому определению, русский язык находится в настоящее время в кризисном состояние. Причинами этого являются:
- Резкое сокращение базы разговорного русского языка в связи с изменением геополитической обстановки, как в России и странах СНГ, так и в мире,
- С ухудшением экономического положения нашей страны;
- Уменьшением учебных часов по русскому языку в школьных и вузовских программах;
- Вымиранием эпистолярной культуры;
- Примитивизацией навыков устного общения и деловых переговоров;
- Перенасыщение русской речи сленгами и жаргонизмами;
Недостаточное владение нормированной речью представителей профессий с повышенной речевой ответственностью связано с тем, что языковое воспитание осуществлялось в грамматическом, а не в риторическом духе, при котором отсутствовало знание всех форм речевого общения, воздействие и взаимодействие. Фактически в настоящие время утерян русский риторический идеал.
Необходимость экологии русского языка, его сохранения и развития, очищение и восстановление после многих десятилетий всеобщего похамления требует следующих строгих мер:
- Пропаганда русского языка за пределами России;
- Восстановление влияния русской филологии на среду языкового общения иностранных поклонников русской словесности;
- Совершенствование языкового воспитания в непрерывном образовательном процессе;
- Постановка в центр языкового обучения полноценной современной филологической школы.
Нужно упорядочить нормы русского языка, издавать новые толково- энциклопедические, стилистические словари, годные для всеобщего употребления, в которые должны войти термины общеобразовательные и новейшая общенаучная и общетехническая лексика.
Для развития русского языка необходимо так же использовать и разработать русскую литературу
XX в. , осознать, что такое язык новейшей литературы с точки зрения эстетики слова, поняв, почему язык современных, реалистических, модернистских и постмодернистских произведений нередко грязен и примитивен. Только после этого будут цениться эстетически совершенные литературные произведения, дающие образцы стиля и влияющие на языковое развитие общества.
Для выхода из языкового кризиса нужно совершенствовать педагогические приёмы и методики преподавания русского языка, обеспечить качественную подготовку и повышение квалификации преподавателей с учётом конкретных условий организаций образовательного процесса по гибким, интерактивных моделях обучения.