Цели воспитания в зарубежной педагогике

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании ин­теллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманско­го педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направле­ние на развитие познавательно-ценностной ориентации (сongnitive-developmental value educution) личности. Находясь в значи­тельной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволя­ющей анализировать, объяснять и принимать решения по важ­ным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача - развивать у каждого способность к самостоятельным суждени­ям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманиста­ми, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р.Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль ис­тины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существова­ния. «Воспитание - это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать . Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в вос­питании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, при­надлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование - это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть про­цесс формирования его самого», - пишет один из представи­телей экзистенциалистской концепции воспитания - К. Коулд.

Основное внимание в экзистенциалистских концепциях вос­питания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий че­ловека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать мораль­ный выбор, обосновать его - одна из центральных задач науч­ной методологии воспитания.

В 50-60-х годах в европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания, среди которых видное место занимают взгляды не­мецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его уче­ния служит концепция нравственного воспитания. Основу для Нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов ус­матривает в простых нормах нравственности, которые остаются неизменными, как бы ни различались между собой этические системы. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых доброде­телей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели - доверие, надежда, благодар­ность, - заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна форми­роваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обсто­ятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам. Педагогика неотомизма, как мы уже знаем, выступает за формирование богобоязненной личности. Согласно учению педагогов-неотомистов, необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека - теле и душе, но главное - душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Только опираясь на христианскую этику, можно вос­питать в ребенке истинные добродетели, сделать людей нрав­ственными, убедить их, что существуют ценности, превышаю­щие материальное благополучие. Задачи воспитания определя­ются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь - вечный, неизменный и наиболее устой­чивый социальный институт.

Перейти на страницу: 1 2 3


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.