Обучение школьников
( см. Приложение № 4).
А потом начиналась для молодых тяжелая трудовая жизнь.
Очень много времени они проводили в поле, и до нас дошли самые разнообразные песни связанные с полевыми работами. Трудной и утомительной была жатва. Многие жатвенные песни о молодой жнице, работающей в поле от зари до захода солнца. Начало и конец жатвы отмечались очень торжественно. В начале жатвы из первых сжатых колосьев плели венок, который по окончании рабочего дня с песнями приносили домой и вешали в «красный угол». А по окончании красиво разубранный сноп, сделанный из последних жатвенных колосьев. С торжественными и радостными песнями проносили по всей деревне и ставили около дома или хозяйского двора.
По вечерам. Когда уборочные работы заканчивались молодежь водила хороводы и кто-нибудь из парней или девушек разыгрывали песню в лицах. Иногда участники хоровода делились на две группы, чтобы двигаться «стена на стену», изображая содержание песни жестами. Порою пары двигались «гуськом» или «цепью». Хороводные песни часто сводились к воспроизведению моментов коллективного труда: «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Мы капустоньку пололи» и другие.
Длинными зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чей-нибудь просторной избе и здесь, выполняя какую-нибудь хозяйственную работу, пели лирические песни. Этот жанр протяжной, многоголосной песни отражал склад характера русского человека, глубину его чувств, стремление к сосредоточенному раздумью, доброта, глубокая привязанность к своим близким, к родной земле.
Изумительная по выразительности русская протяжная песня стала одной из вершин в мировой музыкальной культуре.
Таковы «Горы», «Степь», «Лучина», «Калинушка с Малинушкой», «Ты взойди, взойди, солнце красное».
В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, о жизни работных людей и о многом, многом другом. История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением.