Обучение школьников
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Опрос.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математическая обработка.
Изучение и анализ литературных источников. Изучалась литература повествующая о методах обучения применяемых в нашей работе и внедрения их в систему средней школы. Изучался раздел «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях» в частности выбранная для проведения педагогического эксперимента её практическая составляющая . Проведенный анализ позволил определить главные направления в исследованиях данной проблемы и наметить пути нашей работы.
Опрос. Опрос использовался для выявления отношения учащихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом и к разделу «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях». Выявлялись наиболее приемлемые для учащихся методы обучения. Для получения более точных результатов были составлены план беседы и вопросы обсуждения.
Тестирование. Для проверки знаний учащихся был составлен тест «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях» (Приложение 1). Для его составления были взяты вопросы из требований к уровню подготовленности по предмету ОБЖ [17]. На каждую ситуацию было предложено несколько вариантов выхода из нее, которые включали в себя как правильные, так и неправильные действия.
Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент заключается в реализации различных методов обучения в естественных условиях педагогического процесса.
В констатирующей части эксперимента решение ситуаций позволило выявить у учащихся уровни решения ситуаций, связанных с оказанием первой помощи пострадавшему и провести ранжирование теоретического материала по степени объективной трудности.
Особенностью формирующего эксперимента было обучение учащихся по разделу «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях» используя различные методы обучения.
Содержание теоретического материала представлено в разделе «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях» ( Программа курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Авторы Е.Л. Вишневская, В.В. Волошинов, А.М. Глаголева, В.А. Кабачков, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, В.Н. Воробьев [17] ).
Занятия по дисциплине ОБЖ проводятся только в 10-11 классах. На раздел «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях» отводится 2 часа (практические занятия) . Это определило сроки проведения нашего эксперимента – 2 учебных часов на каждый класс .
Математическая обработка.
Материалы исследований обрабатывались на ЭВМ. Обработка результатов исследований включала: сложение, вычитание, определение средней арифметической величины (Х) и среднего квадратического отклонения (σ).