Обучение школьников
В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (автор – кандидат военных наук, действительный член международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности И.К.Топоров), в основе концепции лежит идея создания интегративного школьного курса как составной части человековедения – науки о человеке [17].
В программе реализован поэтапный подход к формированию в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привитию навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях дома, на улице, в природе. К каждому разделу программы даны краткие организационно-методические рекомендации.
В настоящее время учитель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» сам может варьировать количество часов для изучения той или иной темы. Поэтому распространение получили частные программы (альтернативные). Так была разработана программа «Поурочное планирование программы «Основы безопасности жизнедеятельности» [17].
Содержание учебной программы 10 класса.
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и черезвычайных ситуациях.
1.Опасные и черезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Практические занятия (2 часа). Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условиях вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движение по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.