Обучение школьников
Немаловажную роль в коррекционной работе играет мотивация достижения успеха, т.е. ребенок, убеждаясь в своих силах и способностях, получая поддержку и похвалу со стороны педагога, старается выполнять задания с еще большим усердием и старанием. Ко всему прочему, это так же подогревает его интерес к занятиям, что является немаловажным аргументам в пользу коррекции. Особенно, в тех случаях, когда ребенок не совсем успешен в обычной или школьной жизни, имеет неадекватную самооценку (научно- обоснованный факт: дети, имеющие слабую школьную успеваемость, нередко становятся «изгоями» в классном коллективе, что существенно сказывается на их самооценке, поведении и учебной мотивации). Очень важно дать ребенку понять, что его не будут оценивать по «пяти бальной шкале», и любое старание с его стороны только приветствуется. Неудачи же, не повлекут за собой «наказания» и насмешек.
Если внести данные успешности выполнения заданий в сводную таблицу, то отчетливо просматривается достаточно высокий процент качества деятельности учащихся. Данные, представленные в таблице 1, свидетельствует о том, что при планировании коррекционной программы были учтены такие важные стороны, как соизмеримость нагрузки и возраста. Высокий процент выполнения заданий также указывает на старание со стороны учащихся. Задания были доступны для каждого участника, нет ни одного, который бы не справился. Ведь в коррекционной работе не столько важно загрузить ребенка всевозможными тренировочными заданиями и упражнениями, сколько помочь ему поверить в свои силы, успех, возбудить в нем интерес к познанию, учению. Для этого очень важно подбирать материал таким образом, чтобы он был доступен ребенку, но не слишком прост; интересен и в меру объемен, а также разнообразен.
Таблица 1
Анализ качества выполнения заданий участниками эксперимента (в %)
Участники |
Занятие 1; задание № 2 |
Занятие 2; задание № 2 |
Занятие 2; задание № 3 |
Занятие 3; задание № 2 |
Занятие 4; задание № 2 |
Занятие 4; задание № 4 |
Занятие 5; задание № 1 |
Занятие 5; задание № 2 |
Занятие 5; задание № 3 |
Кирилл |
34,7% |
44,1% |
40% |
72% |
65% |
60% |
82% |
60% |
70% |
Карина |
46,9% |
51,2% |
50% |
27% |
10% |
70% |
50,3% |
48,3% |
80% |
Вика |
91,3% |
61,7% |
60% |
90,9% |
96,8% |
70% |
76% |
58,3% |
80% |
Лариса |
51,3% |
44,1% |
60% |
42,3% |
56% |
70% |
64% |
66,6% |
80% |
Влад |
91,3% |
61,7% |
40% |
36,3% |
97,8% |
40% |
61% |
66,6% |
60% |
Саша |
60,8% |
14,7% |
80% |
9% |
14% |
50% |
32% |
58,3% |
50% |
Слава |
91,3% |
20,5% |
70% |
9% |
96% |
50% |
68% |
50% |
70% |
Егор |
56,9% |
27,6% |
60% |
12% |
56% |
60% |
57% |
48,3% |
70% |
Аня |
71,1% |
56,2% |
50% |
27,3% |
56% |
70% |
48% |
47,7% |
80% |