Обучение школьников
Состояние и пути совершенствования обществоведческого образования были рассмотрены в коллегии Министерства образования РФ и конкретизированы в инструктивно-методических письмах "О гражданском образовании и изучении Конституции РФ" от 06.02.95. года.
90-е годы были временем крупных перемен в системе школьного образования.
История развития конституционного права как учебной дисциплины подразделяется на 3 периода:
- Монархический период.
- Советский период.
- Период становления Современной науки конституционного права России
Монархический период |
19 век - формирование государственно-правовой науки, которая именовалась государственным правом, существовало очень мало учебных заведений, где преподавалось право. В преподавании предмета переплетаются учения о государстве, монархии, государственных учреждениях, т.е. в одном предмете объединялось то, что в последствии было разделено между теорией государства и права, государственным правом и административным правом. Попытки разработки Конституции, предложений некоторых начал выборного права, сочетаемого с монархической властью заканчивалось безрезультатно. 60-70-ые гг. 19 века - начало радикальных перемен в общественном строе, организации управления и судебной системе: освобождение крестьян от крепостного права, введение местного самоуправления, получение судами определенной самостоятельности. Все эти перемены подтолкнули науку государственного права к дальнейшему развитию. В научных и литературных сочинениях обсуждаются вопросы политической свободы и наделения населения определенными правами и обязанностями, имеются и приверженцы конституционной монархии. 70-90-ые гг. 19 века - появляются публикации государственных правоведов Чичерина Б.Н., Градовского А.Д., Коркунова Н.М., Андреевского Е.И. и др. о развитии государственного права в России. 1905г. - Николай 2 издал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Это был первый в России акт о гражданских свободах, положивший начало конституционному развитию страны. В последствии был учрежден первый вариант государственной Думы с правом законодательной деятельности. Утверждены общегосударственные законы - прообраз российской Конституции. В стране формируются политические партии, общества и союзы. Среди ученых идет обсуждение конституционной монархии. |
Советский период |
Предмет конституционного права стал называться советским государственным правом. 1917 г . - установлена новая форма власти, диктатура пролетариата, которая подвергалась критике со стороны ученых. Некоторые считали задачей науки показ преимуществ нового строя и содействия развитию новых государственно-правовых институтов. С приходом к власти Сталина произошел переход к всевластию партийной и государственной бюрократии. Постепенно сложилась система государственного контроля за всеми сферами жизни людей и общества. В данный период наука КП развивается очень слабо. Своеобразным «манифестом эпохи» (30-40-е годы) становится учебник советского государственного права под редакцией Вышинского А.Я Одновременно разрабатывается новая Конституция СССР - основной закон 1936 года, являющегося идеологическим инструментом обработки населения и влияния на зарубежные страны. При реально существовавшей практике произвола, беззакония и репрессий по Конституции система выглядела как демократическая, отражающая завоевание граждан в части их прав и свобод, которым служит государство и право. Вместе с тем ряд книг и статей внесли заметный вклад в науку государственного права (Дорогинт В. , И.Д.Левин, С.Л. Ронина и др.). 20-ые г. - в старших классах курс истории был заменен обществоведением, включавшим элементы «политической» экономики, истории социализма, и революционного движения, гражданской истории и Конституции РСФСР. 1936г. - была принята новая Конституция СССР, в связи с чем, с 1937-38гг. в 7 классе средней школы в качестве самостоятельного предмета была введена новая обществоведческая дисциплина - «Конституция СССР». А с 1958г. «в целях улучшения коммунистического воспитания учащихся и выпускников средней школы к активному участию в общественно-политической жизни страны» курс «Конституции СССР» будет перенесена из 7 в 10 классы. В 1947г. Издано методическое пособие по Конституции СССР (М.П. Караева, В.И. Мазуренко, В.А. Карпинска). В 1955г. Было опубликовано пособие об использовании на уроках Конституции РФ материалов периодической печати, как «ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров народов СССР» Середина 60-х годов - прекращение политических репрессий, принимаются меры демократизации общественной жизни. Курс обществоведения рассматривался руководством страны как важное средство идеологического воспитания молодежи. В Постановлении «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», принятом в январе 1960 года, ЦК КПСС признал целесообразным ввести в старших классах средних школ и на старших курсах специальных учебных заведений изучение популярного курса основ политических знаний (впоследствии курс «Обществоведение»). 60-80-е годы 20 века - бурное развитие государственного (конституционного) права. Появляется ряд учебников, обсуждается ряд проблем относительно предмета отрасли. Одни авторы (С.С.Кравчук, А.И.Лепешкин, А.Х.Махненко и др.) предлагают сохранить ее прежнее наименование - «государственное право», другие (В.Ф.Коток) -переименовать в «конституционное право». Публикуются труды о предмете государственного (конституционного) права (А.И.Лепешкин, В.С.Основин, С.М,Равин и др.). Появляются исследования по одной из сложных проблем - общественному строю (О.Е.Кутафин, В.А.Ржевский). Интенсивно развивается теория конституционного статуса, прав и свобод личности (Н.В.Витрук, Л.Д.Воеводин, Н.И.Матузов и др.). Важным направлением научных исследований становятся проблемы национально-государственного устройства, федерализм, автономия, государственный и национальный суверенитет (Г.В.Александренко, Д.Л.Златопольский, И.М.Кислицын и др.). 1975-1976 учебные года - в целях улучшения правового просвещения учащихся в 8 классах был введен новый предмет - «Основы советского государства и права», призванный «воздействовать на формирование социалистического правосознания и нравственных норм поведения учащихся, на повышение всей воспитательной профилактической работы школы». Данный курс был подвержен доработке в связи с принятием новой Конституции СССР (1977). 1984 год - вышла «Методика преподавания основ советского государства и права» (Г.П.Давыдов, И.Я. Лернер и д.р.). |
Современная наука конституционного права России. |
Ряд новых научных понятий и концепций складывается в России в процессе создания конституционно-правовых актов. Конец 80 г. - начинается процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного правления. Избран президент СССР М.С. Горбачев. Апрель 1990 г. - провозглашен суверенитет РСФСР. В соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. 1991г. - Всенародно избран Президент РСФСР Б.Н Ельцин. Произошел распад СССР. 12 декабря 1993 года - принята новая Конституция. Начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. Современная наука конституционного права переживает трудный период. В юридической науке рождаются принципиально новые подходы и концепции. Стало уделяться больше внимания проблеме российского федерализма. |