Обучение школьников
Цель работы: просвещение родителей и детей , улучшение их взаимоотношений.
Основные задачи:
· информирование
· обучение:
а) практическим навыкам эффективного общения;
б) установлению партнерских отношений в семье;
в) приемам саморегуляции;
г) способам установления контакта.
Виды работ: дыхательные и релаксационные упражнения; психогимнастика; ролевые игры; упражнения в парах, в подгруппах; специальные упражнения для отработки определенных коммуникативных навыков; элементы арт–терапии: упражнения с использованием неструктурированного материала; метафоры, притчи; телесно–ориентированные упражнения;
Перемены, происходящие в нашей сегодняшней жизни, касаются не только взрослых, они напрямую затрагивают и детей. У государства не хватает средств на материальное обеспечение образовательных учреждений. Некоторые учителя считают, что школа должна только обучать, а внеурочные воспитательные дела не нужны. У родителей же просто не хватает сил, времени, знаний, умений, – они заняты проблемами, связанными с работой, материальным обеспечением семьи, личными неурядицами.
И если в образовательных учреждениях сейчас проходит период “безвременья”, и появляются интересные разнообразные формы организации ученического самоуправления, привлекательные, содержательные виды внеурочной деятельности, то родители, по–прежнему, ссылаются на свою занятость и все более возрастающие проблемы, якобы не позволяющие им заниматься воспитанием своих детей. Семейные конфликты обостряются. В стране совсем слабая нормативно–правовая база в отношении обязанностей и ответственности родителей за воспитание свои детей.
Конечная воспитательная цель родителей – воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни. Педагоги образовательного учреждения ставят ту же цель, только несколько иначе ее формулируя. Достижение цели возможно только совместными усилиями.
Формы и методы сотрудничества: посещение семьи ученика., индивидуальные беседы, собрания родителей, психолого–педагогический всеобуч родителей; общие собрания родителей и учащихся, различные формы их проведения – диспут, дискуссия, интеллектуальный брейн–ринг, ролевые и деловые игры, праздники (традиционные, семейные).
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества: обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка, взаимное уважение, справедливость по отношению к детям и родителям, повышение авторитета родителей, соблюдение принципов педагогической этики.
Проблема родительско–детских групп очень актуальна. Дети готовы учиться общению с родителями, к получению совместного эмоционального опыта, к разделению ответственности с близким родным человеком. У многих родителей такой готовности нет. Работа родительско–детских групп важна и необходима. Детей важно учить ответственности за свою позицию в семейных отношениях, способам установления контакта в различных ситуациях общения (благоприятных и конфликтных), навыкам ассертивного поведения. У взрослых людей в результате таких занятий формируется мотив для личностной работы. Ведь путь к сердцу ребенка проходит через тайники нашей собственной личности. Доверие к себе рождает доверие к своему ребенку. На занятиях формируется такое пространство, где участники группы, выходя из привычных семейных условий, попадают в другие, созданные особым образом, где родители и дети могут по–новому взглянуть на свои отношения, поменяться местами, говорить о своих чувствах и чувствах партнера, на равных вести разговор об ответственности и подойти к самым сокровенным вопросам доверия. В этих особых условиях, через телесно–ориентированные упражнения, игру, метафору, притчу, моделирование ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают знания по психологии, имеют возможность здесь же актуализировать знания, научиться навыкам эффективного общения.