Обучение школьников
Таблица 1 - Количество творческих объединений и число обучающихся по основным направлениям деятельности в системе дополнительного образования детей России (на 01.01.2009 г.)
Направление деятельности | Количество творческих объединений | Количество обучающихся, млн. чел. | Количество обучающихся, % |
Художественно-эстетическое | 104796 | 1,5 | 28 |
Техническое творчество | 51060 | 0,685 | 13 |
Физкультурно-спортивное | 40669 | 2,5 | 47 |
Эколого-биологическое | 25897 | 0,383 | 7 |
Туристско-краеведческое | 18684 | 0,279 | 5 |
Итого | 241106 | 5,347 | 100 |
Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты эколого-биологическое и туристско-краеведческое направления. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей намного меньше.
Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше – спорт (25,5 %). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой [13, с. 19].
В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.
Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к дополнительному образованию [17, с. 202].
История становления и анализ современного состояния дополнительного образования в нашей стране на протяжении 80-ти лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ различного уровня и направленности; учреждений дополнительного образования детей; органов управления образованием; детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы; семьи.
Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка [27, с. 8].