Склонности ,задатки ,мотивация, направленность

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие будет тем более оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями

О способностях судят по деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого и решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность.[1,2] Таким образом, развитие способностей к деятельности не может происходить вне склонности, а склонность неизбежно приводит к развитию способностей. В связи с этим утверждается закон соответствия способностей и склонностей. " .Хотя в отдельных случаях в силу внешних, иногда неблагоприятных, влияний может быть расхождение склонностей и способностей, но основным все-таки является правило соответствия способностей и склонностей" [3]

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев подчеркивают, что случаи несовпадения склонностей и способностей свидетельствуют о наличии побочных влияний. Так, случается, что "родители стремятся развить у ребенка то. для чего нет достаточных предпосылок", или человек попадает в такую среду, где господствуют специальные интересы (например, художественные, музыкальные, технические, сценические), где оценка человека и отношение к нему связаны с его успехами в соответствующей области. "Заразившись" этими интересами и оценками, человек ищет и мечтает о достижениях, но если способностей нет, то усилие не дает достаточно продуктивных результатов. И в том и в другом случае обнаруживается противоречие между кажущейся склонностью и отсутствием способности"[1]

Согласно преобладающему в психологии мнению, задатки человека нельзя понимать как определенные психические свойства. Природные возможности являются особенностями анатомо-физиологическими.

Интересной является точка зрения В.Н. Мясищева, вводящего промежуточное (между задатками и способностями) понятие данные ребенка. Данные - это относительно элементарные психические особенности, не являющиеся еще способностями и обусловленные соответствующими задатками. "[10]



Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.