Обучение школьников
Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта .
В связи с этим предъявляются серьёзные требования к личности педагога, т.к. личность педагога, его педагогическое мастерство определяют успех обучения и воспитания:
1. Учитель школы должен быть политически грамотным человеком.
2. Каждый учитель может и должен овладеть педагогическим мастерством. Весьма важным является наличие таланта, но, как и любой, талант педагогический встречается не так уж часто, поэтому только на него рассчитывать нельзя. И поэтому надо говорить лишь о мастерстве, т.е. о воспитательном умении.[6]
Из чего же складывается педагогическое мастерство, это воспитательное умение? Складывается оно из:
А. Знания закономерностей воспитания и обучения;
Б. Педагогических способностей;
В. Педагогического такта;
Г. Педагогической техники.
Знание закономерностей обучения и воспитания, т.е. теоретическую основу мастерства даёт изучение таких педагогических наук, как педагогика, психология, возрастная физиология, частные методики и др. А педагогические способности надо
в себе развивать.[12]
1. Академические – это глубокое всестороннее знание своего предмета на уровне современной науки, плюс широкие познания в области смежных наук.
С. Макаренко справедливо отвечал, что ученики простят своим учителям строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.
2. Дидактические – это не только много и глубоко знать самому, но и уметь сделать свои знания достоянием своих учеников, т.е. уметь доходчиво объяснять, эмоционально преподносить знания, использовать интонацию, жесты.
3. Речевые – речь учителя должна быть литературной, грамотной, эмоциональной, с правильной дикцией, темпом и т.п.
4. Организаторские – это способность требовать и добиваться своего, руководить детским коллективом.
5. Психо-аналистические – это умение проникнуть во внутренний мир ученика, понять, помочь, отреагировать на поступок ученика соответствующим образом.
6. Личностные – это качества личности. Л.А. Коменский считал, что дело воспитания нельзя доверять человеку, неустойчивому в нравственном отношении. “Учителями должны стать лучшие из людей.”
7. Специальные способности – (к пению, рисованию, танцам, спорту…) Дети тянутся к людям, мастерам на все руки.
8. Педагогический такт – это показатель внутренней и внешней культуры. Это качество необходимое для учителя. Оно проявляется в серьёзном, простом, искреннем тоне обращения с детьми, в уважении их достоинства, в самообладании, умении без грубости и раздражительности добиваться желаемых результатов.
9. Педагогическая техника – это умение словом, жестом, мимикой воздействовать на учащихся.
10. Любовь и уважение к детям.
Эти качества необходимы каждому, кто работает с детьми. Крупская любила детей заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский – нежно, Корчак – грустно.
11. Творческий подход к воспитательной работе, постоянный поиск нового.
12. Повышение квалификации.[9]
Только постоянное обогащение знаниями, неослабимый интерес к трудам классиков педагогики и последним достижениям науки приведут к успехам. “Учитель, если он честен, учится всю жизнь”, – Горький. “Учитель до тех пор учитель, пока сам учится”, – М.И. Калинин.
Повышение квалификации – одно из требований к личности педагога. Повышение квалификации, развитие педагогического мастерства идёт по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
I. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в школах,
б) курсы повышения- квалификации при пединститутах.
II. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого преподавателя: