Обучение школьников
укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;
укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;
помощь в организации деятельности и отдыха;
укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.
Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:
санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);
пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;
оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;
ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;- борьба с любым потреблением спиртного.
Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.
Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.
Вывод:
родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;
дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.
Разработаны рекомендации:
Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.
После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.
Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".
При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.
Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.
Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.
Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.
Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.
Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.