Обучение школьников
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи.
3. Организационное начало урока:
- наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий;
- подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников;
- подготовленность классного помещения.
4. Организационная структура урока:
- мобилизующее начало урока;
- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
- насыщенность урока, темп его проведения и т.д.
5. Анализ содержания учебного материала урока:
- обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
- соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью.
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
- обоснование выбора методов обучения;
- пути реализации дидактических принципов в обучении;
- индивидуализация и дифференциация в обучении;
- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов.
7. Деятельность учителя:
- научность и доступность изложения новых знаний;
- использование учителем рекомендаций методической науки;
- организация закрепления учебного материала;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- проверка и оценка знаний и умений учащихся;
- вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
- отношение учителя к сознательному усвоению учащимися материала;
- задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
- пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
- эффективность использования наглядных пособий;
- контакт учителя с классом и т.д.
8. Деятельность учащихся:
- подготовка рабочего места;
- поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность;
- интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
- состояние их устной и письменной речи;
- знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
- отношение учащихся к учителю;
- степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся.
9. Выводы:
- выполнение плана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока;
- оценка урока.
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока?
3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени?
5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний?
10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся?
11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?